Высокий полет братьев Николас


Документальный фильм о Фаярде и Хэролде Николас – “Высокий полет братьев Николас” – бесценное пособие для понимания американской истории и культуры. Фильм – дань памяти двум блистательным черным танцорам, о которых можно смело сказать «непревзойденные».

К счастью в распоряжении продюсера фильма Кена Бернса оказалась масса архивных съемок, сделанных, страшно сказать, почти сто лет назад! Воистину бесценные кадры

Первенец супругов Виолы и Улиссуса Николас – Файард родился в Алабаме. Родители, это подчеркивается, были с высшим образованием – первым залогом будущего успеха. Хэролд появился на свет в Северной Каролине. Потом семья жила в Филадельфии, откуда перебралась в Нью-Йорк. Надо понимать, что за переездами стояла гастрольная работа – Виола была пианисткой, Улиссус – барабанщиком. С трехлетнего возраста Файард сидел в первом ряду партера, наблюдая за происходящим на сцене, где работали его родители и мечтал присоединисться к ним.

Первым приемам стэпа он выучился сам, обучив затем брата. Их дебют состоялся в 1932 году в нью-йоркском «Коттон-Клабе» – показательном культурном центре времен сегрегации, где на сцене работали только черные артисты, а в зале могли находится только белые посетители. Великие Дюк Эллингтон, Кэб Келлоуэй и многие другие выдающиеся черные артисты могли входить в клуб исключительно через служебный вход.

Положение – унизительней не придумаешь, но в то же время, доходы братьев позволяют семье жить в хорошей манхэттенской квартире, прекрасно одеваться, иметь собственного шофера и преподавателя, который учит детей на дому.

В 1932 году братья дебютируют в кино. Первый фильм, в котором они появляются, снимают в Астории, а на следующий год они уже в Голливуде, где знакомятся и танцуют с мега-звездой того времени Фрэдом Астэром.

В 1936 Николасы возвращаются в Нью-Йорк для участия в бродвейском мюзикле Роджерса и Харта Babes in Arms, где их танцы ставит Джордж Баланчин. Шоу прокатывают около одной тысячи раз.

Их жизнь – постоянные киносъемки, новые головокружительные номера, международные гастроли, слава, деньги, женщины.

Файард и Хэрберт Николас – живое воплощение конституционного принципа «Раздельные, но равные», считавшимся нормой американской жизни с конца 19 века. Им не на что жаловаться, но они не могут войти через главный вход в театр, где работают. Они не могут войти в столовую для белых артистов в Голливуде, где снимаются. Они не могут присесть в фойе гостиницы, где живут. Даже их головокружительные танцевальные номера монтируются в фильмах таким образом, чтобы во время проката в южных штатах их можно было вырезать из ленты не нарушив сюжета.

Немудрено, что раз побывав в не знавшей сегрегации Европе, они надолго остаются там и, забыв, о любимых черных женах и детях в Америке, бросаются в объятия восторженных итальянок, француженок, шведок…

И в то же время они – патриоты своей страны. В 60-х они едут во Вьетнам, чтобы выступать перед войсками.

Равноправие, принесенное борьбой за гражданские права 60-х, приходит одновременно со старением и интересом публики к новым жанрам. О братьях Николас забывают на десятилетие, но они работают и даже дают уроки хореографического мастерства в Гарварде. Начиная с 80-х, с возвращением интереса к стэпу, как к одной из форм черного искусства, на них обрушивается вторая волна славы, наград, титулов, признания. В 1991 году их чествует как национальных героев Центр Кеннеди. Ведущие артисты страны благодарят их за вклад в американское искусство.

В наше время борьбы за расовую эквити этот фильм пересматриваешь с особым интересом. Можно ли отнести братьев Николас или их родителей к угнетенным? Вряд ли. Они жили завидной жизнью даже в то время, когда миллионы белых стояли в очередях за порцией бесплатного супа или умирали от голода в уничтоженных торнадо районах степной глубинки. Наверняка, белая Америка не раз напоминала им об их месте в своем обществе – отдельном, но равном. Но самое важное, что происходило в расовых отношениях того времени, это постоянное отступление сегрегации перед талантом и оптимизмом тех, кто постоянно доказывал, что они не просто равные, они – лучшие в своей сфере деятельности. Сколько иронии в том, что нынешние требования антирасистов основаны не на собственных непризнанных достижениях, а на воспоминаниях об угнетении таких, как братья Николас. Но по-моему жалеть их оснований нет. Чего они недополучили в своей жизни?  

Фильм «Высокий полет братьев Николас» на Ютюбе (45 мин)

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Подписывайтесь на рассылку «Я» и каждый день читайте о самом важном.


ПО ТЕМЕ

2 Comments

  1. исключительно талантливая пара.Не совсем понятно “Даже их головокружительные танцевальные номера монтируются в фильмах таким образом, чтобы во время проката в южных штатах их можно было вырезать из ленты не нарушив сюжета.” Если вырезались танцевальные номера, то что оставалось показывать?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *