Эта повесть о моем одесском отрочестве, о городе, который остался неизменным только в моей памяти и, наверное, памяти моего поколения. В общем, читайте. Под вступлением ссылка, по которой вы перейдете в журнал “Волга”, где был опубликован этот текст.
Предатели и победители
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ
Мы жили в двухкомнатной квартире на четвертом этаже дома Цегельника на Княжеской. Ни революция, ни две войны не стерли из памяти тех, кто меня окружал, старые названия: Торговая, Конная, Ольгиевская… Мостовые из брусчатки, палисадники с мальвами, аквариумы с красными меченосцами и пятнистыми вуалехвостами на подоконниках, отвалившаяся штукатурка, открывающая ракушняковую кладку, камышит, акации, цистерна с керосином на углу, ларек «Газ-вода», продавец Исачок, кепка-букле, несвежая белая куртка, улыбка, открывающая два ряда нержавейки.
– Где зубы потерял, Исачок?
Только ухмыльнется в ответ.
Розовая пена пузырится над граненым стаканом, сироп «Крюшон» – четыре копейки, стакан «чистой» – копейка. Медные монеты скользят по залитому водой мраморному прилавку.
Летними вечерами мужчины в спортивных штанах, майках, шлепанцах выходят покурить у подъездов. Приветствуют друг друга сдержанным кивком головы, дают подкурить друг другу, кто прямо от папиросы, кто-то зажжет спичку в кулаке. «Ну, как оно там?» – «Та порядок». Затянутся глубоко, с чувством, отмахнут дымок. О главном уже переговорено, о другом лучше даже не начинать.
Из сумерек возникает водонос Алеша, хромой, небритый, в мешковатом костюме, кепке, с двумя ведрами в руках. «Вода, вода, вода, кому вода!»
Из окон высовываются хозяйки: «Леша, нам два!» «Нам тоже два, Леша!» Вода громко барабанит в дно ведра. Водонос, опершись о колонку одной рукой, второй поправляя фуражку, отвечает: «Два ведра в 32-ю камеру, заказ принят!» За доставку одного ведра – пять копеек, за два – десять. От мелочи карманы пиджака Алеши оттянуты и плечи скруглены.
Где-то невидимые миру соседи с ленцой в голосе перебрасываются многократно отрепетированными обвинениями: «Молчи, подстилка румынская!» – «Поц, откуда ты знаешь, что румынская? Ты что, в комендатуре служил?»
А над головой, за кронами акаций, за крышами – небо, сиреневое, розовое, красное с золотым подбоем. Отгорев багровеет, наливается синевой и гаснет, уступая место звездам.
Фото с телеграм-канала “Типичная Одесса”.
8 Comments
Вадим, прочитала ваш рассказ на одном дыхании, наслаждалась повествованием, одесским воздухом, одесской речью , искренностью! Мне очень жаль, что раньше не обратила внимания на ваши книги, буду исправляться. Я обожала ваши передачи с Павлом Лемберским, никто до вашего уровня не дотягивает! Спасибо! Желаю вам удачи во всём!
Большое спасибо за ваш теплый отзыв, Наталья!
Культура на сайте есть. А события и политика, к сожалению, исчезли. Стоит надеяться?
Пока не стоит 🙂
Спасибо огромное. Прочла на одном дыхании. Наверное в нашей digital life не хватает хорошей прозы. 👍👍👍
Спасибо, блестящий рассказ. Интересно, что «на одном дыхании» самое точное определение. Не даёт оторваться.
👍👍👍Спасибо! Прочитал не отрываясь. Жизнь как она есть.
И вам спасибо за теплый отзыв.