Достижения без культуры


Мой сосед говорит, что американцы – бескультурная нация. Этим высказыванием не удивить теплую компанию за обильным столом с водкой, одна деталь, мой сосед – американец и водке предпочитает виски.

Он родился и вырос в этой стране от родившихся и выросших здесь родителей. При этом он человек либеральных взглядов и носит смешную майку со снимком группы индейцев с допотопными ружьями под которым написано: «Боремся с терроризмом с 1492 года». Он, знаток американской истории и политического устройства США, часто возмущается тем, что подрастающее поколение не имеет представления о стране, в которой живет.

От еще одного знакомого “аборигена”, время от времени позванивающего на радио, я слышал в адрес наших с ним соотечественников еще худший отзыв – «быдло». Этому слову его научила русская жена.

Культура это, прежде всего, традиция и, может быть, это дает основание ожидать от культурного человека знания и понимания истории – в первую очередь. История дает наиболее полное представление о мире, хотя, конечно, молекулярная химия или квантовая физика значительно расширяют его. Но в отличие от двух последних дисциплин, для освоения истории достаточно банального любопытства.

Еще одним компонентом культуры является религиозность, которая закладывает в сознании человека представления о нравственности, о тех границах, в которых может существовать его «я». С религиозностью в этой стране, кажется, покончено. Или «в основном» покончено.

Тема культуры наших сограждан всплыла в разговоре с моим соседом в «индейской» майке, когда я пытался выяснить почему миллионы американцев так легко отдали свою культуру под нож проповедников Критической расовой теории? Почему они без боя признали, что главным злом этой планеты является «европоцентричная культура захвата, ограбления и угнетения»?

Объяснение, что де им надо вносить платежи по моргиджу и еще копить на старость и образование детей, кажется подозрительно простым, а главное далеко не у всех сдавшихся есть моргиджи и дети.

Мой сосед объяснил мне: а они и не отдавали свою культуру, просто у них ее нет. Они приняли идеологию, которая в данный момент оказалась в тренде, вот и все. Пройдет какое-то время, забудут эту и примут другую.

Отношение к Критической расовой теории рядового работника аптеки Wallgreen с Флашинга и финансиста с Парк-авеню отличает только то, что первый получит свой инструктаж от нанятого компанией унылого лектора, а второй купит билет на выступление Робин Дианджело и будет с энтузиазмом впитывать ее бредовые идеи, поскольку ее доходы являются главным свидетельством их научности.

И тут мы снова возвращаемся к шумному застолью с водкой, где многократно слышали, что целью российского образования было создание гармонично развитой личности, в то время как в Америке, из человека делают узкого специалиста. Что лучше – можно судить по результатам. В Америке есть все, включая гармоничных личностей, которые сбежали сюда из своих очень духовных, но совершенно непутевых во всех других отношениях стран. Короче, наливай!

И все же, критика в адрес американского образования не лишена оснований. Американец тратит долгие годы на овладение своей специальностью, достигает невероятных высот, но за рамками своей профессиональной деятельности совершенно беспомощен в оценке окружающего. Иногда он пытается руководствоваться здравым смыслом, но здравый смысл не заменяет знания. Этого американца можно пожалеть и понять – работа занимает у него слишком много времени. Он и сам понимает это, поэтому склонен делегировать решение важных социально-политических вопросов другим специалистам, обычно тем, кому доверяет его «цех» или социальный круг. Отсюда такая политическая солидарность некоторых профессиональных групп, например, деятелей культуры.

Центральный персонаж Pax Americana – человек, достигший финансового успеха. Неважно, как он был достигнут, на рынке ценных бумаг, в промышленности или на сцене, важно сколько ты стоишь. Этот подход позволяет собрать на дне рождения президента Обамы политиков, финансистов и рэпперов, хотя последние могут затрудниться довести до конца хотя бы одно предложение, не употребив пару-тройку слов из четырех букв.

У всех этих людей нет никаких идеалов кроме идеала богатства, воплощенного в особняках, квартирах, персональных самолетах, коллекциях автомашин, любовницах, выходах в свет для демонстрации на себе штучной продукции именитых дизайнеров и ювелиров.

Стереотипы не берутся на ровном месте и чисто американский симбиоз благополучия и бездуховности замечен давно. Вспомните героя бунинского «Господина из Сан-Франциско». Персонаж – штамп в чистом виде, но не исключаю, что в этом не столько вина автора, сколько карикатурная простота натуры, с которой писался рассказ.

Именно финансовый успех придает американским вундеркиндам непомерную самоуверенность, которая позволяет им браться за совершенно невероятные задачи, включая общественное переустройство. Их не пугают никакие масштабы. Как у нас тут говорят: sky is the limit – предел – небо. Именно этим – глобальным общественным переустройством – сейчас занимается корпоративный мир Америки под предводительством молодых гениев сетевых технологий и Демократической партии.

В этом странном на первый взгляд союзе партийной и государственной бюрократии и свободного предпринимательства на самом деле нет противоречия. Своим возникновением и становлением технари-революционеры обязаны рыночной экономике. Но заняв ведущие позиции на рынке, они вступили в союз с партией, которая предоставляет им оптимальные условия для укрепления своих позиций и наращивания доходов. Мы вам блокировку компромата перед выборами, вы нам – гарантию того, что наши компании не будут разделены по антимонопольному закону. Мы вам 400 миллионов на кампанию по сбору голосов в Джорджии и Висконсине, вы нам – право редактировать контент, не подвергаясь судебным искам. Примеры можно продолжать, но и в этих можно увидеть явление, которое марксисты называют «государственно-монополистическим капитализмом».

И как не предположить, что эти мультимиллиардеры, не отягченные никаким культурным багажом, историческим  ли,  нравственным ли, не займутся социальной инженерией, как чисто коммерческим предприятием, в котором живые люди станут нолями и единичками их очередной компьютерной программы?

Ясное дело, это – обобщение. Не все же американцы такие! Слава Богу – нет. И на это – последняя надежда.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Фото автора

Подписывайтесь на рассылку «Я» и каждый день читайте о самом важном.

 


ПО ТЕМЕ

5 Comments

  1. А мне приходилось видеть и другую Америку,настоящую. Не лощённую и не богатую,не особенно развращенную поп культурой, но готовую помочь человеку,попавшему в неприятности,тракеру,сломавшемуся в дороге… Не только отвечающему,как проехать,но и если надо проводить.. Полицейского,который отправил твой трак в ремонт,а тебя в мотель поблизости ,перед праздником,а потом зашел к тебе в мотель и приглосил на семейный ужин,потому,что ты в этом городке никого не знаешь…. Это тоже Амекика.NE,WI,ID,IA,MN,TN,KY,OK……Я ехал в эту страну.

  2. Посмотрете, карта результатов президентских выборов на 95% закрашена красным цветом. Там в глубинке в провинции живёт Америка Марка Твена, Джека Лондона и Эдгара По.
    Неприхотливая и патриотичная, Образованная и не очень, Трудолюбивая и white trash, но там Все знают реальное значение слова Freedom, и у всех дома оружие, и все знают зачем.
    В отличии от либералов эта Америка в основном не организована и разрознена, и туда тоже пробиваются ложные и опасные для нашего будующего либеральные “ценности”. И всё же вся надежда на эту Америку, настоящую.

      1. Нет, конечно о любви к литературе с ними не поговорить, а вот о любви к жизни и к ближнему, у них можно поучиться.

    1. Той, настоящей Америке о которой Вы и я говорим, некогда организовываться в « ряды и колонны для коммунистического марша» . Этой Америке надо работать за себя и за « того парня» , который их называет red necks.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *