Одесский горсовет единогласно проголосовал за демонтаж памятника Пушкину на Приморском бульваре. Памятник был установлен в 1889 году на средства одесситов. Но те одесситы были гражданами Российской империи, поэтому и они сами (посмертно уже) и их действия были отменены делегированными в горсовет избранниками граждан сегодняшней Украины.
Мэр города Геннадий Труханов заявил, что снос недопустим, потому что знаменитый бюст внесен в список памятников города, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Судя по действиям депутатов горсовета, в ЮНЕСКО они видели механизм для защиты города от российских бомбардировок, но никак не для защиты памятников колониальной эпохи, какую бы культурную и историческую ценность они не представляли. Какая на хрен культура, когда страна борется за свое существование? Когда жизнь настолько непредсказуема, что не исключает срочной эвакуации в Майами, на худой конец во Львов?
Случай Труханова отчасти напоминает случай Украинской Православной Церкви, которая в надежде на земное свое спасение отреклась от исторических связей с Московской патриархией, что совершенно не уберегло ее от преследований власти, создавшей себе новую Православную Церковь Украины с благословения Петра Порошенко и Константинопольского патриарха.
Трудно сказать, что изменит позиция Труханова, если против него горсовет в полном составе. В США в такой ситуации последнее слово осталось бы за горсоветом, имеющим vetoproof majority. Предположу, что нынешняя позиция мэра не поможет Пушкину, но станет поводом для реанимации расследований против него. Я имею в виду мэра. С Пушкиным все ясно.
Выйдут ли одесситы защищать свою старую святыню? Кто знает? Народ запуган националактивистами типа лидера «Вуличного фронта» Демьяна Ганула. К этому следует добавить, что масса «настоящих» одесситов давно покинула свой город, а молодежь выросла в другой культурной атмосфере.
И все же дело Пушкина, а заодно других культурных символов Одессы, среди которых попавшие под ликвидацию Бабель, Ильф и Петров, Жванецкий и другие, не кажется безнадежно потерянным, и вот почему.
Идея украинского национального строительства стоит на тотальном искоренении всего русского из своего языково-культурного пространства. Война обострила и ускорила этот процесс. Он стал очевидным даже для тех, кто еще недавно говорил: «да кто их, русских, там трогает?!»
Запрет на использование русского на рабочем месте органично перетек в процесс борьбы с русским языком на улице и в быту с помощью такого дикого явления как «мовные инспекторы». Русскоязычный народ точно окрестил их шпрехен-фюрерами. Соцсети изобилуют видеозаписями экзальтированных украинок, требующих, скажем, от посетителя кафе, прекратить говорить на «мове окупантiв». Совершенно удручающее впечатление производят видео с русскоязычными гражданами Украины, которые на камеру извиняются за свое желание говорить на родном языке.
Эта позорная практика лишения граждан своей страны их родного языка и культуры – совершенно реальная пропасть, которая отделяет Украину от той самой Европы, частью которой она себя считает. Это – яркая демонстрация тоталитарного мышления, которое можно объяснить только тяжелым наследием советской эпохи и плохого образования.
Сторонники этого языкового и культурного экстремизма оправдывают его тем, что они восстанавливают историческую справедливость – в Российской империи власти запрещали украинский язык и притесняли украинскую культуру. Тем интересней и значительней тот факт, что после вековых гонений и притеснений украинский язык и украинская культура выжили и вернули себе место под солнцем. Сегодня миллионы молодых украинцев говорят на родном украинском языке. И это хорошо. Хотя миллионы, часто вынужденно, говорят на суржике, из которого русский лезет как вата из старого матраса. И это свидетельство того, что национальное сознание подавить или истребить крайне сложно, если не невозможно. Человек всегда стремится к восстановлению своей этнической сути. Спросите у евреев, которые после вековых гонений и Катастрофы возродили свое государство и свой язык. Это дает основания верить в то, что Пушкин вернется на свое старое место, как только сегодняшние шпрехен-фюреры и их свидомые начальники уйдут с исторической сцены. Это не значит, что тогда украинские язык и культура исчезнут из этих мест. Скорее они будет сосуществовать с русской, как это было всегда, порождая такое уникальное явление как южнорусский говор, который одесские патриоты с гордостью называли одесским языком. Война раскачала маятник, но его нынешнее положение – временное.
Этой трагической ситуации можно было легко избежать. Точно так же, как можно было избежать войны. Для этого депутатам Рады нужно было слушать вице-президента Байдена, когда он, еще что-то соображавший, говорил, что Украина может избежать многих бед, если она создаст федеративное государство. Депутаты аплодировали заокеанскому гастролеру и считали минуты до момента, когда он выпишет им очередной чек.
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ
1 Comment
я лично не стороник сноса памятников и сжигания книг
только гитлера можно сжигать и ломать это мое мнение
да россия натворила много всего против украинцев по истории но и украинцы натворили много всего и против миллионов евреев и поляков тоже за что даже не извинились никогда история есть история но памятники – это история а вообще то одесса рускоязычный город был насколько я помню ломать не строить