Конечно, Уолз виноват


Первая ассоциация, которую вызывает имя губернатора Миннесоты Тима Уолза, это – погром в Минеаполисе, последовавший за гибелью Джорджа Флойда – летом 2020 года. Что сделал Уолз, чтобы остановить его? Когда он активировал Национальную гвардию Миннесоты?

Не так давно Трамп заявил: «Каждый избиратель в Миннесоте должен знать, что когда четыре года назад агрессивные толпы анархистов, мародеров и марксистов пришли сжечь Миннеаполис, я не мог заставить вашего губернатора действовать. Он должен был вызвать Национальную гвардию или армию. И он этого не сделал. Я не смог дозвониться до вашего губернатора. Поэтому я послал Национальную гвардию, чтобы спасти Миннеаполис».

Защитники Уолза заявили, что это неправда. Именно губернатор активировал Нацгвардию. Очевидцы событий Джон Фелан и Том Стюард детально описали, что произошло летом 2020 года в Минеаполисе в издании Thinking Minnesota. Ниже сокращенный перевод их расследования.

День первый: вторник, 26 мая

Джордж Флойд умер в 9:25 вечера в понедельник, 25 мая 2020 года. Напряженность нарастала в течение всего следующего дня – вторника, 26 мая. Во второй половине дня сотни протестующих заблокировали движение на пересечении 38-й стрит и Чикаго-авеню, у магазина Cup Foods, сотрудник которого вызвал полицию с жалобой на Флойда. Тот расплатился с ним фальшивой купюрой. К вечеру того же дня тысячи протестующих направились к Третьему участку полиции Миннеаполиса на пересечении Миннеаха-авеню и Лейк-стрит Ист. К вечеру протестующие снесли ограждения, били окна, громили патрульные машины и бросали бутылки с водой в полицейских. После того, как полиция ответила резиновыми пулями и слезоточивым газом, а также благодаря сильному дождю, демонстранты отступили.

День второй: среда, 27 мая

Протесты продолжались весь день. Они начались на 38-й стрит и Чикаго-авеню, откуда двинулись к Третьему участку городской полиции. В здание участка полетели камни и бутылки. Около 6 вечера копы применили резиновые пули, слезоточивый газ и светошумовые гранаты, но это не помогло. Кто-то поджег магазин AutoZone на Лейк-стрит, и сотни человек ворвались в близлежащий магазин Target. Есть видео, на котором мародеры громят магазин, разбивают кассы, выносят товары и бьют женщину в инвалидном кресле. Владелец местного ломбарда застрелил человека, который, по его мнению, грабил его бизнес. Всю ночь бунтовщики жгли костры и грабили магазины по дороге в центр города. Было устроено по меньшей мере 30 пожаров. В одном сгорел шестиэтажный многоквартирный дом доступного жилья.

В августе 2020 года газета Star Tribune сообщила, что в среду, 27 мая, на второй вечер беспорядков возле Третьего участка, мэр Фрей сказал, что начальник полиции Медария Аррадондо позвонил ему в 6:23 вечера, чтобы сказать, что магазин Target рядом с полицейским участком разграблен и что ему нужна Национальная гвардия.

Фрей сказал, что он немедленно (в 6:29 вечера) позвонил губернатору Уолзу и попросил прислать Нацгвардию: «Мы объяснили серьезность ситуации. Срочность была очевидна».

Губернатор ответил, что рассмотрит этот вопрос. Фрей настаивал на том, что он прямо спрашивал, являются ли его устные просьбы официальными просьбами, и сотрудники губернатора подтвердили, что да. Офис губернатора оспаривает это.

Документы, опубликованные городскими властями, подтверждают эту последовательность событий. В среду в 6:28 вечера пресс-секретарь Фрея, Майкл Влаткович, написал сотрудникам мэрии: «Мэр только что вышел и сказал, что шеф хочет, чтобы он вызвал Нацгвардию для помощи Третьему участку. Мэр, похоже, намерен действовать». Директор политического отдела Фрея Хайди Ричи позже сообщила группе: «Он только что позвонил губернатору». В отдельном текстовом разговоре позже в среду вечером Влаткович сказал, что Фрей дал понять, что «Уолз колебался».

В 9:11 вечера в среду Аррадондо отправил имейл главе отдела общественной безопасности в администрации мэра – Джону Харрингтону с просьбой о «помощи Нацгвардии Миннесоты для оказания немедленной помощи в связи со значительными гражданскими беспорядками, происходящими в городе Миннеаполис». В нем говорилось, что департамент «израсходовал все доступные ему ресурсы, а также всю доступную помощь коллег из соседних юрисдикций».

Аррадондо запросил 600 солдат Нацгвардии «с центром командования и управления», а также транспорт. Нацгвардия должна была подчиняться главам полицейских управлений, которые будут координировать свои действия с ее руководством.

Фрей сказал, что он не получал подтверждения того, что Нацгвардия прибудет до конца вечера среды или на следующее утро.

Фрей рассказал Star Tribune, что он запросил активизацию Нацгвардии в 11:30 вечера среды.

День третий: четверг, 28 мая

Уолз с утра проявил желание встретиться с министром обороны США. К тому времени, по словам Генерал-майора Джона Дженсена, генерал-адъютанта (командующего) Национальной гвардии Миннесоты, он мобилизовал 50 членов сил быстрого реагирования для поддержки полиции Миннеаполиса. Солдаты создали командные пункты в Монтиселло, Стиллуотере и Арден-Хиллз. Дженсен сказал, что на тот момент они все еще ждали приказов от полиции Миннеаполиса и Уолза, а их оружие и боеприпасы хранились в арсенале Арден-Хиллз.

«Мы уже работали с полицией Миннеаполиса раньше и активно поддерживали их во время Супербоула в 2018 году. Мы знаем их руководство, и они знают нас, — сказал Дженсен. – Как только мы получим задание от полиции Минеаполиса, я доложу об этом. Сейчас ожидайте 200 служащих военной полиции на много дней».

Утром 28 мая 2020 года американский генерал Джозеф Л. Ленгаэл сообщил двум высокопоставленным сотрудникам Пентагона, что ситуация в Миннеаполисе ухудшается.

Полиция Миннеаполиса ожидала, что на выходные в городе соберется до 75 тысяч протестующих. Ленгаэл отправил имейл заместителю министра обороны Дэвиду Нордквисту и председателю Объединенного комитета начальников штабов Марку Милли, что у Нацгвардии Миннесоты есть 200 служащих военной полиции, готовых оказать помощь городской полиции: «Они готовы получить оружие, если только руководство полиции Миннеаполиса и губернатор попросят об этом».

В августе 2020 года Star Tribune писала: «В 10:55 утра в четверг офис Фрея направил письменный запрос в Нацгвардию, сообщив о «многочисленных грабежах и поджогах», а также то, что протестующие и сотрудники служб экстренного реагирования получали ранения. «Текущая ситуация выходит далеко за рамки возможностей нашей полиции и пожарной службы», — написал Фрей.

В 12:23 Аррадондо отправил Харрингтону имейл со списком «объектов критической инфраструктуры, подлежащих защите», с перечислением пяти полицейских участков и других правительственных и медицинских зданий, а также бизнесов на Лейк-стрит и в других районах. Он также включил список ресурсов, которые могли понадобиться полиции на следующей неделе. Представитель губернатора Уолза Тедди Чанн сказал, что для развертывания солдат необходимо больше информации.

«Как ветеран Нацгвардии Миннесоты с 24-летним стажем, губернатор Уолз знает, сколько планирования требуется для успешной миссии, — говорилось в ответе Чанна. – Вот почему он добивается от властей Миннеаполиса деталей и стратегии. Он приказал Нацгвардии Миннесоты начать подготовку в четверг утром, что позволило ей развернуться в Сент-Поле и Миннеаполисе в тот же вечер, в соответствии с просьбами мэров».

Офис губернатора оспорил несколько утверждений Фрея. По данным офиса: сотрудники губернатора сообщили Фрею, что устная просьба не может считаться официальной для Национальной гвардии; в запросе города не была подчеркнута необходимость защищать именно Третий участок; а Нацгвардия была мобилизована в четверг утром и была на месте в городах-близнецах в течение 24 часов после неофициальной просьбы Фрея.

Уолз активировал Национальную гвардию в 2:30 дня в четверг, 28 мая. Через восемь часов только 90 солдат Нацгвардии были на местах. К тому времени копы уже покинули осажденный толпой Третий участок.

В отчете Star Tribune за апрель 2023 года говорится: Глава отдела общественной безопасности Джон Харрингтон заявил в понедельник, что ранние просьбы города о помощи от Нацгвардии «…не были конкретны и не содержали какие-либо подробности об их миссии. Что до списка мест, где требовалась помощь, то этот «список был настолько большим, что мы не могли обеспечить их всем, что они хотели».

Национальной гвардии в тот день в местах протестов не было. Солдат отправили к Капитолию в Сент-Поле, но они так и не появились в южной части Миннеаполиса до 4 часов утра следующего дня. Отвечая на вопрос о задержке, представитель Бюро Нацгвардии Роб Перино сказал: «Офис губернатора дает указание Национальной гвардии отреагировать — когда и где».

Дочь губернатора, знавшая от отца о ситуации с активированием Нацгвардии, публиковала в Твиттере информацию, где погромщики могли безнаказанно продолжать акции «протеста».

Между тем, протестующие собрались у здания Третьего участка и подожгли его и близлежащие здания с двух сторон. Когда они снесли ограждение вокруг объекта, полиция ответила слезоточивым газом.

«Примерно в 9:25 вечера, — рассказывал Фрей позже, — когда стало ясно, что нам нужно отвлечь ресурсы от Третьего участка, чтобы помочь отреагировать на активность в центре города, я принял решение покинуть Третий участок. Вскоре после этого я уведомил об этом начальника полиции, а затем и губернатора».

Уолз подтвердил, что в четверг он получил информацию, что Фрей рассматривает возможность отказа от Третьего участка.

В течение дня мародерство и беспорядки распространились по Юниверсити-авеню в Сент-Пол. Полицейское управление Сент-Пола заявило о поджоге и разграблении более 170 бизнесов. Пожары продолжались рано утром в пятницу, самый большой из них произошел в винном магазине Big Top Liquor недалеко от Снеллинг и Юниверсити-авеню. Как и в случае с Лейк-стрит, бедные районы приняли на себя основную тяжесть бунта.

В отчете Star Tribune за апрель 2023 года читаем: «Это не смешно», — написал Милли в имейле, когда полицейский участок пал. Генерал сказал, что встретился с президентом Трампом и министром обороны Марком Эспером. В электронной переписке нет подробностей о встрече генералов с Трампом, но публичные отчеты Эспера и Милли показывают, что они не согласились с предложением президента о применении федерального Закона о восстании, который дает ему полномочия развертывать армию США внутри страны против взбунтовавшихся сограждан.

День четвертый: пятница, 29 мая

«На следующее утро после того, как участок сгорел», — сообщала Star Tribune в апреле 2023 года, Трамп написал в Твиттере, что военные готовы взять власть в свои руки: «Любые трудности и мы возьмем контроль в свои руки».

Эспер, Милли и генпрокурор Билл Барр решительно выступили против применения Закона о восстании. Милли сказал, что он не думает, что беспорядки, вызванные убийством Флойда, равносильны восстанию, и ситуация не соответствует высоким требованиям закона, который лишает прав губернаторов.

В своих мемуарах «Священная клятва» Эспер написал, что Трамп, по его мнению, не смог бы и сам применить Закон о восстании, но в то же время он боялся показаться слабым. Он надеялся на то, что военные решат эту проблему сами и опасался, что введение федеральных войск только ухудшит ситуацию.

Губернатор Уолз начал свою утреннюю пресс-конференцию в пятницу с обвинений полиции, по чьей вине горел город.

Глава Нацгвардии Миннесоты генерал-майор Джон Дженсен, объяснил, что гвардейцы под его командованием были собраны вечером в четверг и ожидали приказов от мэра Фрея, но приказов не было. Уолз оправдывал свое бездействие тем, что он положился на городские власти и опасением того, что вид солдат на «Хаммерах» может еще больше накалить страсти.

Губернатор взял на себя частичную ответственность за беспорядки, признав, что его администрация должна была действовать быстрее. И он заверил жителей Миннесоты, что теперь все будет по-другому.

В пятницу вечером Уолз пообещал: «Вы больше не увидите такого сегодня вечером. Не будет недостатка в лидерстве и не будет недостатка в ответных действиях». В тот же день Уолз объявил комендантский час с 8:00 вечера до 6:00 утра, который должен был вступить в силу в пятницу 29 мая и продлится в субботу, 30 мая.

Дела губернатора не соответствовали его заявлениям. Обвинения в убийстве третьей степени и непредумышленном убийстве второй степени, выдвинутые против полицейского Дерека Шовена в тот день не успокоили толпу. В 8 вечера, когда наступил комендантский час, «бунтовщики бесчинствовали по всему Миннеаполису уже четвертую, создавая беспрецедентный хаос, устраивая пожары, грабя и разрушая бизнесы, стреляя в полицейских», — сообщила Star Tribune.

Толпа собралась теперь уже у Пятого участка, скандируя и бросая в здание горящие петарды. Пожары вспыхнули по всей южной части города, но ко многим пожарные не могли добраться.

«Это очень трудная ночь для всех в Миннесоте, для всех в Миннеаполисе и Сент-Поле, — сказал в эфире репортер WCCOTV Пэт Кесслер. – Мы наблюдаем рост протестов, и я думаю, что один из главных вопросов: почему администрация Миннеаполиса и Сент-Пола не вмешиваются, почему не вмешивается администрация штата, чтобы остановить это насилие?»

Когда насилие набирало обороты, способность властей координировать ответные меры рухнула. Представитель администрации штата Айша Гомес написала в Твиттере, что она с коллегой «в течение полутора часов пытались потушить пожар на автозаправке. Когда у меня будет время и мы не будем гореть, я объясню головокружительную игру в юрисдикционную горячую картофелину, с которой мы столкнулись». Член горсовета Миннеаполиса Джеремайя Эллисон написал в Твиттере: «Я не понимаю какой план у властей, и никто не может мне его объяснить». И далее: «Связь между официальными лицами отнюдь не гладкая, и это – мягко говоря».

Руководство Миннеаполиса снова потерпело крах, на этот раз под началом губернатора Тима Уолза.

День пятый: суббота, 30 мая

Незадолго до полуночи пятницы и в начале субботы сотни полицейских и солдат Нацгвардии, некоторые на бронетехнике, рассредоточились по неспокойным районам, применяли против бунтовщикам слезоточивый газ и приказывая разойтись. Их усилия с опозданием восстановили некоторый порядок, но не раньше, чем бунтовщики нанесли городу колоссальный ущерб.

В 1:30 ночи Уолз и Фрей провели экстренную пресс-конференцию, на которой оба выглядели как сломленные люди, сбитые с толку тем, что их неоднократные заявления в поддержку протестов не нашли отклика на улицах. Они умоляли бунтовщиков прекратить разрушать города. «Вам нужно разойтись по домам», — умолял Вальц. «Если у вас есть друг или член семьи, который сейчас там, позвоните им и скажите, чтобы они возвращались домой», — вторил ему Фрей, исчезнувший сразу по окончании своего выступления, чтобы избежать вопросов журналистов.

Уолз в своем выступлении, часто повторял, что размер толпы и интенсивность насилия были настолько шокирующими, что у властей не было возможности подготовиться к такому натиску — и это после трех ночей беспорядков! Собрав на улицах в три раза больше сотрудников силовых структур, чем во время расовых беспорядков в Миннеаполисе в 1960-х годах, Уолз продолжал жаловаться: «Их просто больше, чем нас». В отличие от бычьего оптимизма, который он проявлял несколькими часами ранее, он умолял: «То, что вы видите сегодня вечером, повторится завтра, если мы не изменим что-то в том, что мы делаем». Граждане Миннесоты, наблюдавшие за происходящим из дома, понимали, что правительство их штата не собирается их защищать. В пострадавших районах жители начали объединяться для защиты своей собственности в вооруженные группы.

СМИ Миннесоты, обычно поддерживающие своих политиков, на этот раз заняли другую позицию. Райан Фэйрклот из Star Tribune написал в Твиттере: «Мы много ждем от губернатора Тима Уолза и мэра Миннеаполиса Джейкоба Фрея. Но у них нет четкого плана действий, чтобы остановить беспорядки в ближайшие дни, хотя они говорят, что делают все возможное». Дэвид Монтгомери из MPR News написал в Твиттере: «Это – четвертая ночь протестов в Миннеаполисе. Несмотря на огромное преимущество в координации по сравнению с децентрализованными толпами и несмотря на то, что правительственные силы смогли извлечь уроки из прошлых ночей, им в основном не удается овладеть инициативой».

Рано утром в субботу Нацгвардия объявила, что только что провела самое массовое развертывание внутри страны за свою 164-летнюю историю: более 1000 дополнительных гражданских солдат и летчиков теперь присоединятся к 700, которые уже несли службу. К полудню субботы это число было увеличено до 2500 человек. «Губернатор только что объявил о полной мобилизации Нацгвардии Миннесоты – впервые со времен Второй мировой войны», — сказал генерал Дженсен.

Потребовалось четыре ночи беспрецедентных беспорядков, чтобы подтолкнуть губернатора к этому решению. Его действия были предприняты слишком поздно, чтобы остановить разрушение домов и бизнесов в южном Миннеаполисе и в Сент-Поле. Протесты продолжались, но ночь с субботы на воскресенье прошла в относительном спокойствии, продемонстрировав, чего мог бы достичь Уолз, начни он действовать раньше.

На слушаниях в Капитолии штата 9 июля генерала Дженсена спросили, предотвратила бы более ранняя мобилизация Национальной гвардии беспорядки и разрушения. Его ответ: «Не будучи непрофессионалом в работе правоохранительных органов, отвечу «да». Как профессиональный военный я тоже отвечу «да».

Выводы

Генерал Йенсен уверен, что более раннее развертывание Нацгвардии в наиболее пострадавших районах предотвратило бы насилие и разрушения. Городские власти сообщили о необходимости помощи Нацгвардии еще в среду вечером, но эта просьба, поступила «не по правилам». Город утверждает, что представил соответствующие планы. Администрация штата утверждает, что эти планы были недостаточно детализированы.

Уолз активировал Нацгвардию в 2:30 дня в четверг, примерно через 20 часов после первоначального запроса Фрея. Последующее развертывание Нацгвадии было медленным. Как отметил представитель федерального Бюро Национальной гвардии Роб Перино, это было обязанностью губернатора Уолза, но тот не направил Нацгвардию в наиболее пострадавшие районы.

Мы знаем, что Пентагон обсуждал этот вопрос в течение шести часов к тому времени, когда губернатор Уолз активировал гвардию, и что президент Трамп предложил военное вмешательство в пятницу утром. Мы знаем, что, несмотря на призывы, насилие не ослабевало до раннего утра субботы, когда губернатор внезапно обнаружил у себя волю, чтобы усилить ответ правоохранительных органов погромщикам. И мы знаем, что в субботу, после появления в городах-близнецах полиции и нацгвардии, здесь прошла первая за неделю спокойная ночь.

Комментарий “Журнала Ярмолинца” Трамп мог по своему обыкновению преувеличить свою роль во время трагических событий в Миннеаполисе. Он мог представить себя в более благоприятном свете. Мог. Но совершенно очевидно, что Уолз несет ответственность за катастрофические последствия погрома, обрушившегося на Миннеаполис и его город-близнец Сент-Пол. Равно как и Камала Харрис несет ответственность за деятельность фонда юридической помощи арестованным во время беспорядков уголовникам.    

В публикации использована статья Джона Фелана, экономиста научно-исследовательского Center of the American Experiment из Миннесоты.


ПО ТЕМЕ

2 Comments

  1. До сих пор практически нет конкретной информации сколько все же было арестовано и фактически наказано, и какое конкретно наказание понесли мародеры и организаторы не только в Миннеаполисе, но и везде по стране за эти события мая 2020 года. И что предпринято чтобы подобное не могло повториться.
    И в то же время достаточно много (хоть и разрозненной) информации о наказанных – и очень серьезно наказанных – за события в Капитоии 6 января 2021г.
    Странно, не правда ли…………………

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *