Ликвидация Булгакова


Прежде всего, поздравляю всех подписчиков блога: вы сегодня будете читать мой пост, а мои друзья на Фейсбуке – вряд ли. Дело в том, что Фейсбук наказал меня на 24 часа за использование лексики, которая нарушает нормы сообщества.

О какой лексике идет речь? В одном из последних постов я сообщил, что со стены Филологического университета в Киеве сняли мемориальную доску, посвященную Михаилу Булгакову. Что началось! Давно я не видел такого количества комментариев, от «а его за что?!» до «не такой уж он и большой писатель!»

И вот на один из комментариев – «так он же местный!» я позволил себе ответить шуткой: «Не-е, он – москаль». За этого «москаля» Фейсбук меня и наказал. Предложив, правда, оспорить решение, если я не согласен. Я покорно принял наказание, потому что получил его не от живого человека, а от «алгоритма», а оспаривать его решение с другим алгоритмом у меня никакого желания нет. Потерплю 24 часа, не велика потеря!

Но накал спора вокруг булгаковской доски заслуживает отдельного разговора. Я, между прочим, не первый раз ставил у себя в ленте сообщения о сносе в Украине памятников русским писателям. Где-то снесли Пушкина, где-то Горького, сносят памятники воинам Великой отечественной, в Одессе поставили вопрос о сносе памятника основательнице этого города императрице Екатерине. Но так, как задел моих ФБ-друзей Булгаков, их не задевал никто. Это – любовь. Это – лучше всякой доски.

Как оказалось, актуальность «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Белой гвардии» несопоставимы ни с какими мающимися от безделья Онегинами или Татьянами, готовыми сохранять верность нелюбимому мужу – в наше-то время! А вот Шариковых и Швондеров у нас тут – пруд пруди! И никакие социальные потрясения их не берут.  

Но любовь к автору – плохой ориентир для возмущенного читателя. Для украинских ликвидаторов русской культуры не существенна степень популярности того или иного русскоязычного писателя, все они в равной мере – маркеры колонизации. И они все будут ликвидированы. Все. Война только ускорила давно начавшийся процесс.

Сообщившая о снятии доски на своей странице в Фейсбуке Татьяна Швидченко (это она – на фотографии, предваряющей эти заметки) пишет: «Не должно быть никаких компромиссов в очистке Украинского пространства от столпов «Русского мира» и «Русской культуры». Это – вопрос нашей безопасности и достоинства».

Так что, когда кто-то из комментаторов на моей странице в ФБ успокаивает собеседников, что де булгаковский дом на Андреевском спуске стоит, то трудно сказать, как долго это продлится. Основанием для такой озабоченности служат посты на странице той же Швыдченко, призывающие ликвидировать булгаковский памятник и на Андреевском спуске. Это – совершенно логичное требование в контексте борьбы с маркерами колонизации.

То, что единственным критерием для ликвидации памятников культуры и истории является только причастность того или иного исторического персонажа к Русскому миру, и дает повод российским комментаторам называть украинцев нацистами. Хотя можно назвать иначе – строителями национального, монокультурного государства. Задача предельно сложная, чтобы не сказать невыполнимая, но порыв понятен и не нов – создатели современного Израиля наверное тоже мечтали, чтобы все их сограждане были носителями исключительно еврейской культуры и традиций.

Я часто слышу, что де все эти сносы памятников – перегибы войны. Война кончится и все встанет на свои места. Не встанет, наоборот усугубится. Процесс дерусификации, исключение русского из школьных программ, переход на державну мову в сфере обслуживания, ликвидация русскоязычной периодики, запрет на ввоз русской литературы из России, начались задолго до войны. Война лишь ускорила эти процессы. По окончании войны тысячекратно усиленная людскими и материальными потерями русофобия, позволит произвести Украине окончательную зачистку всего, что осталось от ненавистного врага. Как говорится: чтобы духу его не было. Это и будет реализацией национальной мечты Украины, краеугольным камнем которой всегда было стремление разорвать всякую зависимость сначала от Российской империи, затем от СССР, сейчас от РФ. Осуждать за это украинцев не следует, это надо понять и найти верный способ для осуществления их мечты.

С этой точки зрения отказ от Донбасса либо через (теперь уже невозможную) автономию, либо через вынужденную его потерю, только облегчил бы Киеву его задачу, поскольку ликвидировать маркеры цивилизации легко, сделать из русского украинца – сложнее. Особенно если отстаивая свое, он готов взяться за оружие. Это, конечно, занятное явление – защитником Русского мира и Русской культуры на Донбассе является не русский интеллигент, главный создатель и потребитель русской культуры, а простой мужик, шахтер, крестьянин, водила, который пишет с ошибками и никогда не знает, в каком месте нужна запятая, а в каком тире. В этом отстаивании своего он, между прочим, так же неистов и непримирим, как и его оппоненты по другую сторону фронта. Я вам говорю: нация, этнос, кровь – страшная сила.

Кто-то, конечно, наблюдая за ликвидацией остатков русской культуры в Украине, спросит: а замена-то есть? Есть. В Киеве решено заменить произведения русской литературы из школьной программы произведениями мировой. Это – не самый худший вариант. Пусть кто-то станет утверждать, что де Эмма Руо не так близка православной украинской читательнице, как, скажем, Настасья Филипповна, но, согласимся, лучше уже читать про Эмму Руо, чем убивать время на Тик-Токе.   

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Фото – ФБ

P.S. Буду признателен за перепост на ваших личных станицах в ФБ

Вдогонку: Почему в Киеве начали сносить памятные знаки автору “Мастера и Маргариты”.

Подписывайтесь на рассылку «Я» и каждый день читайте о самом важном.


ПО ТЕМЕ

4 Comments

  1. Произведения Гоголя рекомендовали перенести в раздел украинской литературы.«Гоголь — великий украинский писатель, поэтому его произведения целесообразно изучать на уроках украинской литературы».В то же время из программы девятого класса уберут произведения из петербургского периода жизни и творчества писателя — «Ревизор», «Шинель»,«Мертвые души» «из-за трудностей восприятия этих произведений учениками», а также потому, что «исторический контекст» в них «сложен и далек».

  2. Украина идёт к своим истокам – хутор. Хмельницкого тоже снесут. Он там чего-то про Русскую веру писал. Да и в Россию влез.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *