Дэвид Гуревич – один из немногих авторов иммиграции, которые давно и успешно перешли на английский язык. Его перу принадлежат романы Young Spies in Love, From Lenin to Lennon, Travels with Dubinsky and Clive и другие. Эта публикация – его рецензия на фильм Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» – интересный эксперимент по пересмотру классики и проверке собственного отношения к ней. Текст, написанный для ФБ, сохранен в авторской редакции.
Решил я пересмотреть “Похитители велосипедов”. Наряду с “Гражданином Кейном” и “Броненосцем П” считается типо вершина мирового кино. Давным-давно я его смотрел но не проникся. Т.е. фильм ХОРОШИЙ, но Эверест киноискусства – вряд ли.
История простая: Италия, 1948, послевоенная разруха, люди за кусок хлеба, герою досталась работа, он счастлив, но нужен велосипед, а велосипед крадут, и начинается его одиссея… Я не буду детально обсуждать игру, оператора, музыку и пр, хотя все это важные аспекты, потому что реж Де Сика Не Фунт Изюма, и в некоторых гамбургских счетах его можно наравне с Феллини поставить. Скажу только, что несмотря на почитание и пиетет, фильм совсем не артхаузный, а простой и душевный – некоторые скажут “слезу выбивает”. Можно и так. Смотрите сами, судите сами…
Согласитесь, что если фильм на эмоциях, то без эмпатии с главным героем – она же сопереживание – никак. И действительно Антонио готов на все ради своей семьи и своего сына. Но вот в первой же сцене он идет весь в расстроенных чувствах потому что получил работу, ура! но без велика никак. Он заходит за женой, которая набрала 2 ведра воды на колонке (да, и такое было в Италии в 1948-м). И вот его щуплая жена несет эти полные ведра и аж прогибается, а он идет себе весь такой погруженный в что делать, и ему даже в голову не приходит взять у нее эти ведра. Только когда они спускаются с пригорка и она чуть не падает, он берет у нее ОДНО ведро. И – все. Т.е. я все понимаю, что Неореализм и Новая Страница в Кинематографе, но… как с теми ложечками. Привкус остался.
Ради интереса я быстренько пробежался по дюжине монографий – нет, о ведрах ни слова. Теперь у меня как у вшивого интеллигента начинается рефлексия: Там такие люди пишут, от Скорсезе до Андре Базена, и их эти ведра не колышут, да кто ты такой ваще гуревич со своей сермяжной. Вобщем, начал с де Сики, а кончил опять собой любимым.
А может это все же некий культурный шаблон? Может у них не принято? Не верю. Не верю чтобы Джон Уэйн не поднес. А вот де Сике судьба пролетария и светлое будущее важнее, чем ведра подносить.
Сейчас-то это уж точно пережиток. Еще в 76-м я чуть не отловил от одной местной, когда предложил ей сумку поднести. А щас ваще toxic masculinity. Пещерный я, такой пещерный.
Печатается с ведома автора.
4 Comments
Классный обзор! Здорово подмечено!
Д. Гуревич как настоящий еврейский муж такого бы не допустил .
Я считаю это cultural differences. Среди современной молодежи все чуть изменилось но все же…
Если заметили в Италии в кафе мужчины в основном сидят, кофе пьют лясы точат. В семьях тоже мамы подают и рядом стоят( как на Кавказе)а остальные сидят.
Во Франции все наоборот. И ведра бы нёс как миленький этот инфантильный мужчинка, француженки хрупкие такие для любви рождённые . Там такое не прокатило бы.
Замечательный фильм!
Поховавши “єврейського чоловіка” у 2003-му, бабуся моя решту життя каялася, що нехтувала ним після появи дітей. Мовляв, все для них, тільки для них, а він що? Мив посуд…
Не каждому человеку выпадает подарок от Бога быть здоровым, богатым, красивым и жить долго!
Ce la vie !
А главное, в фильме ни одного черного (даже завалящего араба), отсутствуют или не заявлены лгбт-активисты, ни слова о равенстве полов… Как ТАКОЕ вообще можно смотреть?! Ацтой! Ну, разве в качестве примера как не следует снимать? Нееет, такое кино нам в нынешней америчке не нужно… Даешь оптимистическую трагедию южных границ!