Свобода, блин, свобода, блин, свобода!


Я испытываю двойственное чувство по поводу закрытия «Голоса Америки» и «Радио Свобода». Обе службы сыграли значительную роль в моей жизни. В СССР западные «голоса» были основным источником информации для моего отца. Никогда не забуду его вечерние бдения перед приемником «Балтика», где он ловил нужные ему станции на крайней на шкале – 13-метровой волне.

Не могу забыть носового тенора украинского комментатора: «Учора сылами бийцив афганськых муджахедив було знищено два геликоптера радянськых загарбныкив». Мы слушали и украинскую службу и русскую – какую лучше было слышно в тот вечер. Когда речь диктора вытеснялась из эфира свистом советской заглушки, отец медленно-медленно поворачивал ручку настройки в поисках лучшего сигнала.   

С отъездом из СССР мои отношения с американским правительственным радио не закончились. Когда я уже работал в «Новом русском слове», со мной связался сотрудник «Свободы» Петр Вайль и предложил делать материалы для его программы «Поверх барьеров». Я многим обязан ему в своей литературной карьере.

Работая в газете и на радио, я обнаружил, что газета собрала более консервативных журналистов, чьи интересы были сосредоточены на США и чья аудитория в большей степени интересовалась американской жизнью, нежели жизнью оставленной ими страны. На радио работали более либеральные, ориентированные на российскую аудиторию журналисты. Их задачей было донести до своих слушателей то, как должна была жить по-настоящему свободная страна, отсюда такой интерес к диссидентам, которые эту страну стремились изменить «под американский стандарт».

Я не могу сказать, что меня связывала дружба со всеми моими коллегами, тем не менее, я искренне сожалею, что сейчас им предстоит искать новый источник дохода, а с учетом специфики их прежней занятости, опыта и возраста, поиск этот может быть непростым. Я сам проходил через такие испытания. Но, отстраняясь от личных чувств, мне кажется решение Трампа совершенно правильным. «Голос» и «Свобода» были остро необходимы, когда они были единственными источниками информации. Хочется добавить «достоверной», но лучше скажу иначе: которая в свое время была достовернее советской. Но это время прошло. Со всеми очевидными недостатками российской общественной и политической жизни я не в состоянии поставить знак равенства между Россией и СССР. При этом я понимаю, как далеко от совершенства мы сами, чтобы насаждать свои ценности, особенно те, которые с таким энтузиазмом проталкивала в мир администрация Байдена. В решении Трампа о закрытии “голоса” и говорится о том, что он стал источником радикальной пропаганды.

Сама природа СМИ, которые оплачиваются правительством, предполагает отсутствие объективности. Между тем, новости и комментарии являются такой же составной свободного рынка, как автомобилестроение или мобильная связь. И, к счастью, мы живем в такую эпоху, когда мы в состоянии находить свои источники информации и пользоваться ими, проверяя полученную из них информацию у их оппонентов. От этого способа потребления новостей может сознательно отказаться только человек ленивый и лишенный критического мышления. Отчасти получить все необходимое из одного издания – удобней, чем собирать картину мира по разбросанным тут и там крупицам, отсюда популярность – в свое время – таких изданий как «Нью-Йорк таймс» или «Правда». Но это время, к счастью, прошло.

Есть еще один момент в работе «Свободы», который заслуживает отдельного разговора – речь о вещании на языках союзных республик и автономий. Основной целью этого вещания было развитие национального самосознания народов, населявших российскую, а затем советскую империю и поддержка их стремления к созданию суверенных государств. Эта работа дала свои плоды, в 1991 году империя развалилась, но работа по деколонизации и отторжению больших и малых народов от России продолжилась. Наши правительственные СМИ работали  в том же направлении, в каком работала знаменитая организация USAID, с одной стороны занимаясь деколонизацией, с другой подчиняя мир новому глобалистскому проекту. Наверное лучше всего это видно на примере Украины, которая в своей борьбе за освобождение от российского влияния стала придатком Коллективного Запада, у которого она в долгах как в шелках и который владеет значительной частью ее сельскохозяйственных угодий и теперь еще планирует взять под свой контроль ее ископаемые и инфраструктуру. Это – реальная цена независимости и суверенитета.

Теперь представьте себе кремлевскую пропаганду на языках коренных народов США, которые может быть тоже хотят вернуть потерянные в процессе становления Американского государства территории, языки, верования… Даже представить себе такое невозможно. Но вот Америка этим занималась. Ладно в советскую эпоху, но теперь-то зачем?

Так что, умер Максим и… самое время. За что отдельное спасибо Трампу, так это за то, что он дал мне возможность говорить, что теперь голос Америки это – я. Если по каким угодно причинам мой голос вам не нравится, вы легко можете найти другой по своему вкусу. Свобода, блин, свобода, блин, свобода!

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ  


ПО ТЕМЕ

2 Comments

  1. Все правильно..время ушло
    Сейчас информацию можно получать из любых источников, которым вы доверяете и вы, кстати, один из этих источников. Спасибо.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *