Случай Янины Соколовой


В своем недавнем видео популярная украинская блогер Янина Соколова выразила сожаление по поводу того, что половина крови, текущей в ее жилах, русская. Заявление прозвучало в ответ на то, что российский суд заочно приговорил ее к восьми годам заключения за призывы убивать российских солдат. 

Случай можно назвать показательным. Суть сожаления Соколовой по поводу своей крови сводится не к тому, что кто-то из ее родителей мог быть плохим человеком, а к тому, что кто-то из них – русский. Быть русским плохо, даже если этот русский или русская дали тебе жизнь.

Война, конечно, многое списывает – льется кровь, нервы на пределе, поэтому можно понять и такого рода самобичевание, но как тогда быть этническим русским гражданам Украины, которые сегодня в рядах ВСУ проливают кровь за свою страну. За Украину? Или они должны подготовиться к тому, чтобы пожизненно носить на себе печать людей второго сорта, как это происходило в былые эпохи с неграми или азиатами?

Строители украинского национального государства стремятся искоренить из него все русское. Поэтому их возмущает, скажем, плач одесситов, отказывающихся смириться с изъятием из их жизни Пушкина, Бабеля, Жванецкого. Эти несознательные граждане отказываются понять, что их симпатии тянут Украину в имперское прошлое.

Проблема строителей национального государства в том, что они пытаются разорвать связи Украины с Россией, которые формировались столетиями. Пушкин, Гоголь, Булгаков, Бабель, Олеша, Утесов – это не просто люди, жившие на Украине и донесшие миру ее самобытность, это – представители русского имперского колониализма. Поэтому их имена должны быть стерты из памяти украинцев. Легко отменить дюжину именитых персонажей истории, но как быть с миллионами членов КПСС украинского происхождения, которые добровольно и воодушевленно участвовали в строительстве этой самой империи? Страшно сказать, но в этой организации состояли три первых президента нэзалэжной. Как быть с ними?

Как быть с доблестным украинским казачеством, которое неоднократно присягало на верность российским императорам? История не очень хорошо согласуется с популярной ныне в Украине темой деколонизации и декоммунизации. Люди моего возраста помнят, что для массы людей уровень жизни в колониальной Украине был выше, чем в постколониальной. В стране была экономика.

Попытки изъять все русское из национального украинского контекста носит иногда анекдотический и как правило выборочный характер. Как, например, изъятие из названия киевской консерватории имени Чайковского. Да, имя великого композитора хранит в себе след имени древнего казацкого рода Чайки, что, конечно, замечательно, но его музыкой пользуется олимпийская сборная России, что неприемлемо. Еще один занятный пример – киевский политех имени Игоря Сикорского. Знаменитый авиаконструктор родился в Киеве и приобрел мировую известность в США, что тоже прекрасно, но в инстанциях, которые заняты вопросами дерусификации и деколонизации, проигнорировали то, что Сикорский был идейным монархистом и считал, что Украина является такой же частью России, как Техас или Луизиана являются частью Соединенных Штатов. Но почему?! Наверное потому что бояться остаться вообще безо всякого наследия.  

Отсутствие логики в политике дерусификации хорошо видно на примере Одессы. Здесь демонтировали памятник императрице Екатерине Второй, но оставили памятник ее крестнику и камергеру ее высочества – новороссийскому генерал-губернатору князю Михаилу Воронцову. Оставили памятник Дюку де Ришелье, который тоже служил русскому императору. Вместе с Екатериной пострадал один из первостроителей Одессы – ее фаворит и глава Черноморского флота князь Платон Зубов, но сохранили название улицы, носящей имя соратника Зубова и подданного Екатерины – Иосифа Дерибаса. Насколько целесообразно было переименовывать в Одессе улицу писателя Льва Толстого в улицу кинорежиссера Киры Муратовой, которая снимала свои фильмы на русском языке и, живя в Одессе, развивала ту же культуру, что и Лев Николаевич?

История России и Украины так же неразделима, как кровь Янины Соколовой, отчего я и считаю симптоматичными ее сожаления по поводу своего этнического несовершенства. Проще всего назвать это вызванным войной комплексом неполноценности, но факт, что точно так же, как она не может отменить в себе нелюбимую составную своей крови, точно так же Украине не выдавить из себя свою русскую составную. Вопрос о том братские это народы или не братские может быть предметом спора, но история этих народов переплетена так, что без большой крови ее не разорвешь.  

Слово «незалежна», которое ассоциируется со словом «Украина», означает «независимая». Но как страна может быть независимой, то есть свободной от каких-то влияний – внутренних и внешних, если не свободны ее граждане? Если их в лучшем случае стыдят, в худшем – преследуют за то, что они хотят сохранить свою национальную идентичность, язык, культуру? Украинская власть и ее национал-активисты считают, что они могут подчинить себе несогласных силой, запугать, сломить, прогнуть. В этом борцы с декоммунизацией и дерусификацией следуют примеру коммунистов, с чьим наследием они так усердно борются. Но они забыли, что коммунисты, загубив миллионы человеческих жизней, так и не сломили природу человека. Свободу можно временно посадить на цепь, но поскольку она является естественным состоянием человека, она всегда возвращается на свободу и всегда требует своего – свободы. Русские в Украине останутся русскими, как бы они ни относились к нынешней войне или политике Кремля, независимо от наличия в их городе памятника Пушкину или русских книг в публичной библиотеке. Скорее они будут помнить кто они, благодаря унижению, которое они пережили, публично извиняясь за то, что на своем рабочем месте не обслужили украиноязычного клиента на державной мове, или из-за обиды за изгнание из своих храмов новой провластной церковью Константинопольского патриархата.

Как сказал поэт – «где есть повод для печали, там ошибка вначале». Ошибка была в принятии курса на создание унитарного государства, федерализация бы спасла Украину. И многонациональная Украина тогда последовала бы примеру западных демократий: США, Канады, Бельгии, Испании… Но культуры не хватило. И ума на то, чтобы не использовать ультра-националистов для достижения своих финансовых и политических целей.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ


ПО ТЕМЕ

1 Comment

  1. Нет чистокровных русских и нет чистокровных украинцев – там столько кровей, что мало не покажется. Эти два народа перемешаны и сильно, но есть большая вонючая политика и идиоты политики, которые натравливают один народ на другой и делают деньги. ЭТО ПОЗОР 21 ВЕКА.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *