Спроси у большинства американских евреев, чему посвящен праздник Хануки и, скорее всего, они расскажут о чуде, когда небольшого запаса освященного масла в Храме хватило на восемь дней. Или о дрейделе. Или о пончиках с вареньем. Но история Хануки куда мрачнее.
Старая шутка гласит, что де большинство еврейских праздников сводится к формуле: они хотели нас убить, у них ничего не вышло, садитесь кушать. Но на Хануку мы не вспоминаем только о том, как евреев притесняли их завоеватели. Речь еще и о внутреннем конфликте евреев, точнее – о кровопролитной гражданской войне.
По одну сторону были эллинизированные евреи, стремившиеся всемерно угождать правящему режиму Селевкидов и делать все, чтобы быть им принятыми: они меняли имена, избегали обрезания, чтобы заниматься спортом в обнаженном виде и молились Зевсу, а не своему Богу.
По другую сторону были Маккавеи, повстанцы-фундаменталисты, которые стояли на своей исключительности и противились ассимиляции, даже если это стоило жизни им и другим евреям.
Война началась в 167 году до нашей эры в поселении Модиим в окрестностях Иерусалима. Еврейскому священнику Маттафии (Матфею) приказали приготовить жертву греческим богам на языческом алтаре. Он отказался и убил еврея-идолопоклонника, который подчинился распоряжению, а также и чиновника, который распорядился о жертве. За этим последовало восстание, в ходе которого небольшие силы маккавеев нанесли поражение превосходящим силам Селевкидов, вернули Иерусалимский Храм и вернули Иудее суверенитет.
В этом сюжете прослеживаются темы, которые часто повторялись в еврейской истории: напряжение между партикуляризмом и универсализмом; борьба между ассимиляцией и самоутверждением; тяжба между фундаментализмом и секуляризмом. И сложный вопрос о том, как внутреннее напряжение в народе может привести к разрыву.
Мы очень далеки от Иудеи второго века до нашей эры. Но в наши дни эти вопросы горят ярче обычного, угрожая перерасти в новый пожар.
Барри Вайс. Источник. Перевод В.Я.
Справка:
В 1-й книге Маккавеев и у Иосифа Флавия содержится — с незначительными расхождениями — одна и та же версия событий. В Модиим прибыли сирийские чиновники во главе c неким Апеллесом. Чиновники обратились к Маттафии, пользовавшемуся среди односельчан большим авторитетом, с приглашением, чтобы он подал пример всем присутствующим и принёс жертву на алтарь языческого божества. Но Маттафия ответил: «Все народы, обитающие империю царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными Союзу наших предков. Сохрани нас Бог, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказаниям царя и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево» (1Макк. 2:19—22).
Часть собравшихся евреев, казалось, уже готова была перейти на сторону сирийцев. И когда один из них согласился совершить языческое жертвоприношение, Маттафия убил его и сирийского чиновника. A затем обратился к жителям Модиима со словами: «Пусть придут все, кто любят справедливость и право и последуют за мной». Вместе с пятью сыновьями и группой единомышленников он бежал в Иудейскую пустыню. Так началась партизанская война «за право и справедливость».
Photo by Gaelle Marcel on Unsplash