Два интересных события случились накануне саммита по Украине в Швейцарии. Во-первых, Путин объявил свои условия мира. Они изложены здесь. Во-вторых, «Нью-Йорк таймс» опубликовала документы переговоров в Стамбуле, которые проходили там весной 2022 года. Напомним их основные пункты.
К 15 апреля стороны договорились по ряду принципиальных вопросов. К этому времени уже было известно о событиях в Буче, а значит они не были причиной срыва договоренностей, как было заявлено впоследствии.
Украина согласилась стать нейтральным государством при получении гарантий безопасности от постоянных членов Совбеза ООН: Британии, Китая, РФ, США и Франции. Россия предложила добавить к ним Беларусь, Украина – Турцию.
Украина также была готова дать гарантии по сохранению своего безъядерного статуса.
Оставался нерешенным вопрос о снятии взаимных санкции и отзыве взаимных исков в международных судах.
Украина отказалась дать русскому языку статус второго официального, а также осудить нацизм во всех его проявлениях и отменить законы и нормативные акты, в частности о роли ОУН-УПА и статуса их ветеранов.
Нерешенным остался вопрос о численности ВСУ и их вооружении.
Темы, поднятые в Стамбуле в апреле 2022 года, прозвучали в выступлении Путина за день до начала швейцарского саммита – через два года войны. Однако в позиции Кремля произошла существенная перемена. В апреле 2022 года РФ была готова вернуть Украине захваченные территории Херсонской и Запорожской областей. Но после сентябрьских референдумов того же года обе области были включены в состав РФ и теперь Путин потребовал вывода ВСУ за пределы их границ.
Публикация документов двухлетней давности в «Нью-Йорк таймс» – перед началом саммита – не кажется случайной. Ее очевидный смысл в том, что с Путиным следует договариваться, поскольку территориальные и людские потери будут еще большими, как это случилось после провала весенних переговоров 2022 года.
Но если в срыве переговоров 2022 года винят Вашингтон и его эмиссара Бориса Джонсона, срочно прибывшего в Киев 9 апреля и убедившего Зеленского в том, что «Путину верить нельзя», то на этот раз это позиция Киева, который продолжает добиваться мира по формуле Зеленского с возвращением территорий и выплатой репараций.
Издание «Страна» заключает, что саммит «зафиксировал раскол международного сообщества по вопросу войны в Украине». Ведущие страны Глобального Юга либо проигнорировали саммит, как Китай, либо не стали подписывать итоговую декларацию, как Индия, ЮАР и Бразилия. В итоговую декларацию внесли всего три пункта из «формулы мира» Зеленского, среди которых нет требования о выводе российских войск с занятых ими территорий.
Саммит показал, что Коллективный Запад по-прежнему отказывается слышать Кремль, как это было перед началом войны в декабре 2021 – январе 2022 года, когда он отверг российский проект по созданию новой системы безопасности в Европе. На этот раз итальянская премьер Джорджи Малони заявила, что, если Россия не выполнит условия Запада по Украине, ее заставят сдаться. Но какой здравомыслящий человек сегодня может с уверенностью говорить о том, кто в этом конфликте сдастся первым?
В.Я.