Итоги Вьетнамской войны – два миллиона погибших среди мирного населения, более миллиона убитых военнослужащих Севера и Юга, около полутора миллионов раненых.
Голод и террор после победы коммунистов стали причиной массового бегства из страны. Люди в лодках – Boat Рeople – появились на оживленных океанских трассах Юго-Восточной Азии в 1978 году. Люди садились на обычные рыбацкие лодки и отплывали на 100-150 километров от берега в надежде, что их подберут проходящие мимо суда. По оценкам ООН на 1986 год в океане погибло 250 тысяч человек, более 929 600 были подобраны и расселены в других странах.
США потеряли в этой войне 58 тысяч погибшими и более 150 тысяч ранеными. Через Вьетнам прошло более 2,5 миллионов молодых американцев. По разным оценкам от 30 тысяч до 70 тысяч ветеранов покончили с собой, более чем у 700 тысяч было выявлено посттравматическое расстройство психики. С 1965 по 1973 год на Вьетнамскую войну потратили 168 млрд долларов – более триллиона по нынешнему курсу. Главная цель войны – остановка красной экспансии – достигнута не была.
Сегодня много говорят о том, что если бы не “домашний” левый фронт США – пресса и академия – то наступление Тэт должно было стать концом вьетнамских коммунистов. Но мы не подводим итоги войн в сослагательном наклонении.
Казалось бы, такой тяжелый урок не мог пройти даром, но в 2001 США вошли в Афганистан, чтобы найти Осаму Бен Ладена и наказать отказавшийся выдать его нам Талибан. Операция, к которой примкнули четыре десятка стран, называлась Enduring Freedom – Несокрушимая свобода. Талибы бежали, мы помогли освобожденным афганцам написать новую конституцию, в основе которой лежал Коран, и взяли на содержание и под свою охрану марионеточное правительство обновленного нами Афганистана.
За два десятка лет мы потеряли в Афганистане убитыми 2420 военнослужащих. Около 20 тысяч были ранены. Стоимость этой операции – еще один триллион долларов.
Годовое содержание одного американского военнослужащего в Афганистане обходилось нам в один миллион долларов.
Талибан потерял убитыми больше 50 тысяч, Аль-Каида и их союзники – порядка пяти тысяч. Потери мирного населения подсчитать сложно, но Википедия сообщает о 170 тысячах. Более 2,5 миллионов афганцев стали беженцами, найдя приют в Иране и Пакистане.
Служебные отчеты Пентагона свидетельствуют, что значительная часть афганских правительственных сил постоянно употребляет опиум, в армии процветает взяточничество и педофилия. Подавляющее большинство бойцов правительственных сил не знают грамоты и не в состоянии управлять сложным технологическим оборудованием. Руководство страны разворовывает полученные средства и готово, при первой возможности, сбежать за рубеж.
За успехами Талибана – опиум. Его посевы занимают более 80 тысяч гектаров. Эта продукция обеспечивает 90% мирового героинового рынка, приносит 65 млрд долларов, часть которых идет на финансирование мирового терроризма. В мире – 15 млн страдающих героиновой зависимостью. Героин ежегодно убивает 100 тысяч человек.
Зато 3,2 млн афганских девочек теперь ходят в школу.
Последний День Независимости США стал днем ухода нашего контингента с главного военного аэродрома страны в Баграме. Это уже не только авиабаза, а целый город со своими магазинами, больницей, тюрьмой, где содержится пять тысяч узников, взятками для получения подрядов на строительство и дорожными пробками.
Один из командиров Талибана, сообщил корреспонденту Скай-ньюс, что от американцев ему остались десятки пикапов и бронемашин пехоты, на одном видео талибы гоняют брошенный американский танк.
Самое, может быть, интересное в потоке новостей из Афганистана – переход полутора тысяч афганских правительственных коммандос на территорию соседнего Таджикистана. Урок Вьетнама повторяется. Можно не сомневаться, что за первыми элитными войсками последуют не элитные, а за ними – их родственники. Затем в Таджикистане появятся лагеря беженцев, обитателей которых затем начнут разбирать все те, кто участвовал в Операции Несокрушимая свобода. Или, скорее, глупость.
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ
Подписывайтесь на рассылку этого блога и каждый день читайте о самом важном!
Photo by Mark de Jong on Unsplash
13 Comments
Правильно,что уходят. Надо было это делать сразу после уничтожения террориста #1. А те,кто не сможет жить в 16 веке,
по-любому покинут страну. Талибы дальше Афгана не пойдут. О беженцах пусть болит голова у так называемого ОДКБ. А героин как шёл, так и будет идти. Если в Европу, то через Россию (ключевой наркохаб).
Талибы будут делать то, что им скажут в Пакистане. Но у них будет ещё один враг – Турция. Ердогану они в “Большом Туране” не нужны. Не знаю, что там случилось но оригинальные Талибы сократили героин почти до нуля. А когда зашли США – всё поднялось в 6 раз. Снова ЦРУ? А что? Они уже имеют опыт.
1. То, с какой поспешностью уходят, бросая на ходу технку и союзников, напоминает бегство, разгром.
Если выглядит и пахнет, как… может это оно и есть?
2. “Настоящая” война – жестокая и кровавая, без компромиссов, как бы цинично это ни звучало. Где политические игры там поражение неизбежно. Верно и обратное. Пример: Трамп развязал руки командирам в Ираке – от ЧВК осталось мокрое место за пару часов.
3. “Война все спишет”: похоже, все войны в этом одинаковы. Если бросают не считая, значит дербанили беспредельно. Кому война, кому доходный бизнес
Думаю, что договорились с Талибами, что техника остаётся им. Иначе объяснить нельзя. К примеру, большинство танков ПВ4-Тигр на западном фронте Немцы подорвали сами. А чего Американцы так не сделали? Что, нет динамита?
Мне кажется что маковые(героиновые) поля это основной бизнес этой далекой, отсталой и суровой страны которая нам совершенным непонятна . Я уже 20 лет говорю что войну надо было начать с уничтожения маковых полей, выжечь там все на фиг и навсегда, как во Вьетнаме жгли напалмом.
Но также думается мне что на героине грели руки не только Талибаны, но и наши ( а может бизнес контролировали)
Только что прослушал специалиста по региону (Кандидат Исторических наук, Директор Центрально-Азиатского центра наркополитики) И вот что он сказал. Талибы, когда пришли, уничтожили опиум и поля. Потом у них несколько лет шли дебаты, харам или не харам. Ону пришли к выводу что мусульманам это харам. А кормить этим других – разрешается. Пока шли дебаты, они копили запасы. И сейчас, даже если ничего не выращивать, там хватит материала на много лет.
Какие-то нежные солдаты пошли в армиях. После 2-й мировой войны солдаты не сильно психовали – они восстанавливали разрушенное хозяйство и строили семью.
Насколько я знаю, статистики, которая дала бы нам реальную картину состоянии психического здоровья ветеранов Второй мировой, нет. О многих “новых” болезнях мы узнали только потому что их описали и начали собирать аналитику.
Всё-таки в этом что-то есть. Я дрался в детстве раз в неделю – точно. Когда в армию пошёл, да какие проблемы? Всё привычно. А тут Американцы, которые дерутся максимум в электронных играх. Для них даже просто служить в армии – это шок. А там был Сталинский суровый режим. Да и Родину защищали, детей своих. Думаю, там были факторы которые помогали людям правильно мыслить
Как может вызывать шок добровольная контрактная служба? Что вы вообще знаете об американских вооруженных силах? По-моему, ничего. Так, слышали звон.
Странно слышать такой аргумент. Я прекрасно знаком с Американской Армией. Даже тренировался на сдачу экзамена по физ-по. Ну да, их там тренируют – дай по морде товарищу. Есть особые подразделения – там настоящие орлы. Но в обычной пехоте там ничего особенного нет. Они наёмники. Многие поступают на программу, по которой им платят за колледж, а потом они идут служить…..
…..Майк Тайсон сказал, “У каждого боксёра есть план и он работает пока ты не получаешь удар в голову”. Так и тут. Тебя тренируют, а потом ты попадаешь в пустыню. Так убили футболиста Тилмана. Свои-же. Нервы у них были подорваны. И они по своим стреляли от страха. “Доброволец” или нет, когда ты знаешь что любой кустик у дороги может взорваться, нервы убиваются быстро.
deploymentpsych.org пишет
“Historically, military suicide rates have been lower than those rates found in the general population. Rising suicide rates among Service members and Veterans over the past decade have raised public and professional concerns.”
То-есть, раньше солдаты были сильнее духом. Далее –
“20 Veterans die each day by suicide”
Не многовато-ли для хорошо тренированных добровольцев?