Пять лет назад власти Лос-Анджелеса выпустили облигации на сумму 1,2 млрд долл., чтобы построить 10 тыс квартир для бездомных. По итогам минувшей пятилетки проектное число квартир сокращено до 6 тыс, а стоимость квартиры с одной спальней составила 700 тыс. долл.
Автора идеи этой стройки века – клинического психолога Сэма Цембериса – левая пресса провозгласила новым мессией. Дай человеку кров над головой и он вернется к полноценной жизни – что может быть проще?! Губернатор Калифронии Гевин Ньюсом заявил, что самый обыкновенный доктор должен иметь возможность выписать ордер на квартиру с той же лекгкостью, с какой он выписывает рецепт на антибиотики.
Но ни Цемберис, ни Ньюсом не могли предположить, что квартиры, которые строились из самых недорогих материалов, будут стоить столько же, сколько роскошные кондо в престижных городских районах. Они не могли знать, что 40% цены будут составлять расходы на консультантов, юристов и администраторов проектов. И они не догадывались, что за ту же пятилетку число бездомных на улицах Лос-Анджелеса перевалит за 66 тысяч. Проект Цембериса стал символом коррупции и того уровня эффективности, о котором говорят: «ниже плинтуса».
У бездомности три основных причины: наркомания, алкоголизм и психические заболевания. Страдающих одним или несколькими из названных недугов среди бездомных до 80% Цемберис доказывал, что его проект Housing First значительно снизит расходы на сервис для этих людей, как только удастся собрать их вместе и контролировать их состояние. Этот расчет оказался неверным. Не все подопечные Housing First были готовы жить постоянно под одной крышей, одни то возвращались в свое новое жилье, то исчезали, других звали дальняя дорога и свежий воздух. Проблема бездомных – настоящее несчастье Америки – постигло эту страну в 1963 году, когда был принят федеральный закон, запрещающий удерживать психических больных в клиниках в момент их просветления. Но как только больной человек оказывался предоставленным самому себе и переставал принимать лекарства, он оказывался на улице. Кажется никакой другой закон не дал таких катастрофических последствий, как этот.
Такие города, как Сан-Диего, вместо того чтобы строить специальное жилье для своих бездомных, отдало им несколько городских автостоянок, оснастив их переносными туалетами и душевыми. Палатки у скваттеров свои. Это куда более малозатратный уход за бездомными, но эти стойбища в даунтауне не идут на благо городской экономике и не делают жизнь горожан более безопасной.
У двух схожих близостью океана и обилием пальм штатов – Флориды и Калифорнии разительное отличие в числе бездомных. В Калифорнии их сейчас больше 150 тысяч и они буквально на каждом шагу. Во Флориде их 28 тысяч и во вмногих местах их не найти. Если теплый климат привлекает бездомных, то почему в Нью-Йорке их больше 92 тысяч? Ответ, видимо, следует искать в том, как к ним относится полиция, в смысле – администрация. В Калифорнии она на них закрыла глаза, поэтому их число растет. А с ним и расходы по этой статье. Каждый бездомный обходится стране в 35,5 тыс. долл. в год, хотя кажется, что на эти деньги его можно содержать в санатории, а не на тротуаре.
Какой выход из положения? Понятно, что жесткость полиции в одних штатах или мягкость в других, могут разрешить или усугубить проблему только на локальном уровне. На глобальном требуются другие механизмы. И если тема стоимости и эффективности сервиса для бездомных неизбежна, то не целесообразней ли переселять этих бедолаг в опустевшую по многим причинам американскую глубинку с предельно дешевым, если не дармовым, жильем и новой сферой деятельности для местного населения?
Понятно, кто-то скажет, что свободного человека нельзя неволить, а предложенный проект напоминает создание нового ГУЛАГа. Но разве больной человек не требует особого ухода? И разве огороженные автостоянки в центре Сан-Диего не напоминают лагеря?
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ
Подписывайтесь на рассылку этого блога и каждый день читайте о самом важном.
Photo by Ilse Orsel on Unsplash