Переход


По поводу фильма «Земля кочевников» Хлои Чжао, получившего трех Оскаров, включая лучший фильм 2020 года, можно сказать, что кино, конечно, неплохое, но не дотягивающее по многим параметрам до замечательной идеи, на которой оно сделано – последнем путешествии.

Человек, потерявший любимого, отправляется на его поиски. Этот поиск безнадежен, потому что любимый находится уже в других пределах, а вход в загробное царство известен лишь сказочным персонажам. Но стремление к воссоединению таково, что человек начинает верить, что где-то там за поворотом эта встреча все же состоится. Скорее всего уже в духовном, как это теперь называется, формате, поэтому все отягчающее на этом пути должно быть оставлено – дом, вещи, привязанности. Все упрощается до полного исчезновения.

Героиня этой истории – Ферн, роль которой исполняет замечательная Фрэнсис Макдорманд, оказывается на этом пути в автофургоне, ставшим ее единственным и последним домом. Ее дорога началась после закрытия фабрики, где она работала с мужем, а сам муж умер. Незамеченная пока ирония фильма в том, что тему аутсорсинга американской индустрии подняла режиссер-китаянка, но я не склонен привносить в это ревью тему глобализации, фильм о трансцендентном. Детей Ферн Бог тоже не дал, поэтому и этого якорька в ее жизни не оказалось.

В своих неприкаянных скитаниях она возвращается еще раз в брошенные цеха и офисы, закрывшегося предприятия, касается укрытых толстым слоем пыли столов, оставленной кем-то желтой каски. Все мертво. Она приходит в свой бывший дом, задним двором которого оказывается пустыня – метафора мира за порогом.

Ферн отдает оставшиеся вещи чужим людям, которые все никак не могут поверить, что ничего не должны ей за них. Мы видим ее на каких-то случайных работах – в национальном парке, в ресторане, на фабрике по переработке свеклы, упаковщицы на складе «Амазона». Она совершает свой туалет на автостоянке или в лесном озере. Ее потребности сводятся к минимуму. Она отказывается остаться в ухоженном, полном жизни, музыки и детских голосов доме человека, который испытал к ней симпатию и нежность. Ей нужно другое.

Может быть, не вполне осознанно, но, по сути дела, Ферн ищет смерти, которая воссоединит ее с тем единственным, кого она не в состоянии забыть. Даже не смерти, смерть обрести легко, а перехода в более счастливое пространство ее прошлого. Это стремление делает ее частью культового сообщества «кочевников». Каждый из них расстается с миром и ожидает встречи с любимым за очередным поворотом своей дороги. Один из собеседников Ферн – седовласый старец, мечтает о встрече с покончившим с собой сыном. Мечта о своей встрече заставляет Ферн садиться за руль или уводит ее в пустыню, как в преддверие другого, такого желанного ей, мира.

Это хорошая история. Режиссер решила, что наилучшим образом она может быть передана в жанре близком к документальному кино. Нужна ли ей была тогда на главную роль драматическая актриса такого класса, как Макдорманд? Само ее присутствие на экране настраивает на ожидание большего.

Но все равно, идея – отличная и в фильме есть своя поэзия, если хватит терпения уловить ее и если она не будет интерпретирована как американская «чернуха».

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Подписывайтесь на рассылку этого блога и каждый день читайте о самом важном!      

Youtube screenshot 


ПО ТЕМЕ

2 Comments

  1. А я согласна с Оскаром и с большинством критиков и тем кому полюбился этот фильм : отличный фильм. 👍

    1. Отличный – не значит лучший, ибо всё познаётся в сравнении. В прошлом году лучшим был объявлен “Паразиты”, который по сравнению с “Кроликом Джо-Джо” и “Однажды в Голливуде” выглядит колхозной самодеятельностью. Не будем спешить.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *