Андре́й Бори́сович Зу́бов – российский учёный, востоковед, религиовед и политолог, доктор исторических наук, общественный, церковный и политический деятель, пубицист. Наблюдая как русскоязычная иммиграция комментирует гибель Джорджа Флойда, он дал ей совет. Уехав на Запад вчерашние жители СССР думали оказаться изобильном и беспроблемном краю. Но оказалось, что жизнь на Западе требует от новоприбывших разделить «бремя белого западного человека» и терпеть эти возмущения своих сограждан второго сорта, потомков рабов и колониальных народов, и терпеливо исцелять их души любовью, уступками, преференциями». Текст А.Б. Зубова скопирован с его страницы в Facebook.
“Не часто гибель одного человека, даже гибель насильственная, жестокая, несправедливая, вызывает такую бурю во всем мире, как гибель Джорджа Флойда. Это имя, при жизни Джорджа известное только его близким, теперь знает подавляющее большинство жителей Земли. Протесты из США перекинулись в Европу, в британские доминионы.
В этом удивительном явлении характерным диссонансом звучат голоса моих соотечественников, особенно тех, кто уже давно обосновался в тех же США, странах Европы, британских доминионах. Мир возмущен убийством и требует принципиальной ревизии расовых отношений, причем, далеко не только чернокожие, но и белокожие сограждане, а мои соотечественники, искренно не понимая возмущения, продолжают писать о том, сколько среди чернокожих преступников, наркоманов, носителей венерических заболеваний, да и самого так жестоко умерщвленного Флойда не жалуют, называя его “обколотым вором”, а то и похлеще. Люди потоньше иронизируют над происходящим и отстраненно констатируют, что мир пошатнулся умом.
Возмущение, негодование погромами и низвержением статуй понятно – не в такую Америку ехали наши соотечественники на ПМЖ 30-20 лет назад, не в такую Великобританию, не в такую Бельгию. Они бежали из нищего СССР и из пузырящейся преступностью России на благополучный, стабильный, демократический Запад, где легко стать богатым, где заботятся о стариках, где прекрасная страховая медицина и прекрасное образование для детей. Где всё спокойно и предсказуемо. “Драпайте к нам!” из лучших чувств призывали они друзей, еще оставшихся в России.
И вдруг Запад оказался совсем иным. Сначала – потоки мигрантов, множество “цветных” на улицах европейских городов, и, о чудо, благожелательное отношение к ним большинства коренных французов, британцев, немцев. И наша диаспора стала сдвигаться вправо (не вся, разумеется), к националистам-имперцам в Британии, к Ле Пен во Франции, к АиГ в Германии. А тут расовый бунт в США, разгромленный Чикаго, Нью Йорк, унижение белого человека. И почему же большинство коренных терпят всё это безобразие? Они – зомбированы толерантностью! – Легкий вывод.
А дело совсем не в зомбировании. Белые американцы, британцы, французы, бельгийцы, голландцы помнят свою вину. Помнят эпоху рабства, эпоху колониализма. И преступления предков ныне не скрываются, а изучаются в школе. Все знают, что не по своей воле чернокожие оказались в Америке, не жители Индонезии пригласили голландцев, не индийцы – англичан, не конголезцы – бельгийцев, а мальгаши – французов. Все знают, что одних завоевали и превратили в людей третьего сорта, а то и в явных рабов, а других, набив как сельдей в бочки – в трюмы кораблей, повезли через океан. И считалось удачей, ежели выживал каждый второй.
Американцы и европейцы отлично знают, что плохое образование, отвращение к труду, слабость семейных связей у многих темнокожих их сограждан – следствие того рабства и брезгливого отношения к “цветным” даже в эпоху юридического равенства, когда им отказывали в равноценном образовании, равноценной медицине, равноценной оплате труда. Сейчас всё это в прошлом, но не таком уж далеком. А психологический шлейф остался и вряд ли он исчезнет быстро.
Настоящее “бремя белого человека” – терпеть эти возмущения своих бывших сограждан второго сорта, потомков рабов и колониальных народов, и терпеливо исцелять их души любовью, уступками, преференциями. Другого пути нет. За всё надо платить.
О такой нагрузке на новой родине большинство наших эмигрантов и не помышляло. Не за тем, чтобы принять на свои плечи “бремя белого человека” они уезжали в свое время на Запад. А оказалось – вот, без этого нельзя. Вместе с демократией, благополучием, прекрасным образованием и медициной, честным судом и справедливым законом они получают “в нагрузку” последствия грехов их новой родины. И эти последствия вдруг оказываются не просто небольшим неудобством, но тяжелым бременем. Думаю – отсюда возмущение. Выступления после убийства Флойда рассеяли иллюзию “прекрасного Запада”. Да, во многом он прекрасен, но и у него есть свои скелеты в шкафах и порой очень много скелетов… И с ними придется жить, или соглашаться предавать погребению эти кости, но меняя при том и весь строй былой жизни. Вдруг благородный бельгийский король становится убийцей миллионов жителей Конго, британский филантроп – работорговцем, роман – “Унесенные ветром” апологией расизма американского Юга… И внуки рабов, да и работорговцев, не желают больше мириться с этим. И нашим эмигрантам надо примириться с этим отказом от примирения, надо – но очень трудно.
А чтобы было легче, подумайте о той земле, которую вы оставили, подумайте о России – она тоже пропитана слезами и кровью, осквернена ложью и неравенством – здесь и крепостное состояние, и бесправие уже освобожденных крестьян, и черта оседлости, и лишение избирательных прав коренных народов Средней Азии, Сибири. И это всё до 1917. А потом просто беспредел большевицкого бандитизма. И наши жертвы террора, их дети и внуки еще далеко не вошли в то сознание своей дискриминации, какое уже утвердилось для потомков рабов на Западе. У нас всё это еще впереди.
Законсервировать мир неправды и разноправия не удастся ни на Западе, ни в России. И где бы мы ни жили, намного благородней и просто – перспективней помочь хоть чуть-чуть исправлению последствий преступлений прошлого, чем пытаться законсервировать нынешнюю несправедливость, тем содействуя ее усугублению, ведущему к полному обрушению общественного здания, что как раз мы, русские, уже обрели в 1917 году.
Так что принимайте нынешнюю “нагрузку” на своё благополучие, – нагрузку былого рабства, былого нацизма, былых империй – дорогие соотечественники эмигранты. Приняв её, и только приняв её вы действительно сможете интегрироваться без маргинализации в то общество, в которое физически переместились десять, двадцать, тридцать лет назад. А мы здесь несем нашу тяжкую российскую “нагрузку”. Легко же бывает только в сонной грёзе или в юношеской мечте…”
7 Comments
Уважаемый профессор Америку не знает и не понимает, а уж про коллективную ответственность это вообще зашкаливает.
Минуточку, Андрей Борисович, что значит — “мои соотечественники, искренно не понимая возмущения”…? Откуда известно, что мы его не понимаем? Сколько людей вы опросили? В каких городах? Мои знакомые и соседи, мне кажется, всё прекрасно понимают не хуже вас. Вы широкой кистью приписываете всем нам мотивы и мысли, присущие далеко не всем. Например, мои друзья и я выезжали из СССР не ради колбасы, а ради свободы. Обрели ли мы её? Да, но не в полной мере. Свобода здесь ограничена “политкорректностью” с её запретом говорить правду вслух. Этот фактор, мне кажется, вами недоучтён. Евгений, г. Чикаго
Бог мой, Андрей Борисович, как же Вы разочаровали этой статьей. Я всегда читал Вас с таким вниманием и уважением, и вдруг такой поверхностный стереотипный текст, без всякой попытки серьезно проанализировать, узнать, осмыслить. Очень надеюсь, что эта статья останется единичной неприятной каплей дегтя в бочке интересных и умных статей.
Я Вам пишу не из Америки, из Канады ( в которую, к Вашему сведению, беглых рабов переправляли чтобы спасти). Но то, что началось сейчас и здесь – коллективные покаяния, коллективные ОБЯЗАТЕЛьНЫЕ вставания на колено на рабочих местах, страх людей произнести что-то неполиткорректное, к чему относят фразу All lives matter (Все жизни важны) – с риском подвергнуться остракизму или увольнению. Уж казалось бы не Вам мне обьяснять после опыта жизни в СССР термины новояз и едономыслие – это могут не понять коренные эмигранты и эмигранты из неавторитарных стран (представьте, есть и эмигранты из Англии, США, Франции и др – они тоже ехали “за колбасой” по-Вашему?), но Вы-то должны были понять и ужаснуться.
Скажите, почему я и мне подобные должны чувствовать вину за рабовладение? Я, кстати, представитель еверейской нации, которая тоже подвергалась многие века несправедливому отношению и истреблению – но это даже непринципиально в этом контексте. В любом случае – никто из наших предков не прнимал участия в этом. Таким образом, единственный критерий, обьединяющий нас с рабовладельцами – это цвет кожи. То есть мы должны чувствовать вину за то, что мы имеем белую кожу. Как это называется на языке нормального человека? У меня нет другого определения, как расизм. Расизм черных по отношению к белым. Мало того, даже если бы мои предки были рабовладельцами, почему я должен “смывать” с себя вину за них? Да, мне может быть за них стыдно, но уж точно на мне как отдельной личности вины нет. И мне странно, что это нужно обьяснять профессору историку интеллигенту (не образованцу).
Мне кажется, что вы перемудрили уважаемый профессор!
Деньги и власть- вот то что лежит в основе.
Илье:
Не надо портить Ваш комментарий идеализацией нашего характера: евреи конечно участвовали в работорговле. Евреи Юга во всяком случае.
“… The role some Jews played in the Atlantic slave trade, both as traders and as slave owners, has long been acknowledged by historians…”
https://www.google.com/amp/s/www.myjewishlearning.com/article/jews-and-the-african-slave-trade/amp/
Уважаемый Андрей Борисович, мы с женой прослушали, кажется, большинство ваших замечательных выступлений, «облазили» весь Интернет в погоне за ними, и нет ни одного русскоязычного человека в нашем окружении здесь, в США, и в России кому мы бы не рекомендовали послушать-посмотреть Ваши лекции и передачи с Вашим участием. Но эта Ваша публикация, – нет, не вызывает разочарования,- просто Вы написали текст о незнакомом Вам предмете. Разумеется, вы «подучите матчасть» и напишете более глубокое исследование на затронутую тему.
Михаилу Драбкину.Спасибо за информацию – я, кстати, не знал об этом. Но, в контексте моего ответа, это абсолютно не важно. Когда я говорил о наших предках – я не имел в виду не только всю еврейскую нацию, но даже не имел в виду евреев вообще. Просто это не совсем удачное соседство двух предложений. Я имел в виду предков большинства эмигрантов, особенно из России (о которых и пишет профессор), которые практически наверняка никакого участия в работорговле черными ни принимали.