Виктор Орбан о войне и энергетике


23 июля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступил перед венгерским студенчеством с речью о важнейших проблемах, стоящих перед его страной и Европейским Союзом. В своем выступлении он коснулся вопросов войны в Украине и энергетического кризиса, который переживает Европа.

Эта речь вызвала возмущение в Киеве, где позицию Орбана назвали пророссийской. Ниже вы можете прочесть перевод именно этих частей его выступления.

Закат Европы?

…общее ощущение таково, что мир неуклонно ухудшается. Тон новостей становится все более мрачным. Набирает силу взгляд на будущее, как на конец света. Возможно ли, что миллионы людей просто неправильно понимают, что с ними происходит?

Мой ответ на этот феномен заключается в том, что такое отношение к жизни проистекает из того, что западная цивилизация теряет силу, эффективность, авторитет, способность действовать. Это аргумент, над которым западники склонны посмеиваться. Они говорят, что еще Шпенглер писал, что де Запад в упадке, но Запад все еще здесь, и когда у нас есть такая возможность, мы отправляем наших детей в университеты не на Восток, а на Запад. «Так что – невелика проблема!»

Но сто лет назад, когда речь шла об упадке Запада, имелcя в виду духовный и демографический упадок. А то, что мы наблюдаем сегодня, – это упадок могущества и материальных ресурсов западного мира.

Другие цивилизации – китайская, индийская, православный мир и даже ислам – также прошли процесс модернизации. Мы видим, что конкурирующие цивилизации переняли западные технологии и освоили западную финансовую систему, но они не приняли западные ценности, и у них нет абсолютно никакого намерения их принимать. Мы понимаем это, так как иногда чувствуем то же самое.

Энергия и ресурсы

Я подозреваю, что остальной мир осознал, что ему нужна модернизация именно потому, что это единственный способ противостоять экспорту чуждых ему западных ценностей. Самое болезненное в этих потерях территории и власти то, что мы на Западе потеряли контроль над энергоносителями. В 1900 году Соединенные Штаты и Европа контролировали 90% всех поставок нефти, природного газа и угля. К 1950 году этот показатель снизился до 75%, а сегодня ситуация такова: США и Европа вместе контролируют 35%, при этом США – 25%, а мы – 10%; русские – 20%; а Ближний Восток – 30%. Такая же ситуация и с сырьем. В начале ХХ века США, Англия и Германия владели значительной долей сырья, необходимого для современной промышленности. После Второй мировой войны в дело вмешались Советы, и сегодня мы видим, что сырьем еще владеют Австралия, Бразилия и Китай – при этом 50% от общего объема экспорта сырья из Африки идет в Китай. И то, что мы видим, заглядывая в будущее, тоже смотрится не очень хорошо.

В 1980 году США и Советский Союз доминировали в поставках большинства редкоземельных элементов, которые являются основными материалами в современных технологиях. Сегодня китайцы производят в пять раз больше, чем США, и в шестьдесят раз больше, чем русские. Это означает, что Запад проигрывает битву за материалы.

Если мы хотим понять состояние мира, если мы хотим понять положение западного человека в мире, нашей отправной точкой должно быть понимание того, что большая часть мировых энергоносителей и энергетических ресурсов находится за пределами западной цивилизации. Таковы неопровержимые факты.

В связи с этим наша ситуация – ситуация в Европе – вдвойне сложна. Именно по этой причине у Соединенных Штатов есть своя стратегия, которой они сейчас следуют. 2013 год нигде не был отмечен или записан как какой-то особый. Но в том году американцы запустили новую технологию добычи сырья и энергии – методом гидроразрыва пласта для извлечения энергии. Они немедленно объявили о новой политической доктрине США. Новая технология, по их словам, должна была поставить их в более выгодное положение для достижения своих целей в сфере международной безопасности.

Америка не скрывала, что использует энергетику в качестве оружия внешней политики. То, что в этом обвиняют других, не должно вводить нас в заблуждение. Американцы проводят более смелую политику санкций, что мы наблюдаем в свете нынешней российско-украинской войны, и они всячески поощряют своих союзников – другими словами нас – покупать их товары. И это работает. Американцы способны навязывать свою волю, потому что они не зависят от энергии других, они способны оказывать враждебное давление, потому что они контролируют финансовые сети, и они также способны оказывать дружественное давление, что означает что они могут убедить своих союзников покупать у них.

Слабый вариант этой политики проявился, когда президент Трамп впервые посетил Польшу и сказал о необходимости покупать у Америки «газ свободы». В 2022 годжу эта стратегия США была дополнена санкционной политикой.

Мы, европейцы, не хотели бы ставить себя в зависимость от американцев. Это неприятно, но между собой наши европейские политики шутят: «Мы поймали янки, но он нас не отпускает». На самом деле они не одобряют такое положение дел и старались как можно дольше защищать российско-германскую энергетическую ось, чтобы поставлять российскую энергию в Европу. Сейчас все это рвется в куски международной политикой.

Затем, во главе с немцами, мы нашли выход: переход на возобновляемые источники энергии. Но до сих пор это не сработало, поскольку технология дорогостоящая, а следовательно, и энергия, получаемая от нее. Кроме того, переход на эту технологию происходит не автоматически, а только под давлением сверху, которое оказывает Европейская Комиссия в Брюсселе, несмотря на то, что это серьезно вредит интересам ее государств.

Негативные чувства Запада по отношению к остальному миру вызваны тем, что важнейшие источники энергии и сырья, необходимые для его экономического развития, больше не находятся в руках Запада. Чем он действительно обладает, так это военной мощью и капиталом. Вопрос в том, чего он может достичь с их помощью в нынешних обстоятельствах.

Война

На каждую войну можно смотреть с разных точек зрения, но главным аспектом каждой является то, что матери будут оплакивать своих детей, а дети будут терять родителей. Это соображение должно превалировать над всеми остальными. Для венгерского правительства это означает, что наша главная обязанность – сделать все, чтобы венгерские родители и венгерские дети не оказались в такой ситуации.

Мы будем придерживаться нашей точки зрения, что это не наша война. Венгрия является членом НАТО, и наша отправная точка заключается в том, что НАТО намного сильнее России, поэтому Россия никогда не нападет на НАТО. Заявление о том, что Россия не остановится на Украине, является слабым, но понятным пропагандистским тезисом Украины. Я понимаю, что их цель –  вовлечь нас, вовлечь как можно больше стран в эту войну на своей стороне. Но их тезис не имеет под собой никакой реальной основы.

В то же время, поскольку мы являемся членами НАТО, но хотим держаться подальше от этой войны, наша ситуация стала довольно деликатной. Это связано с тем, что НАТО и ЕС решили, что, хотя они и не станут воюющими сторонами, они, тем не менее, будут поставлять оружие и вводить жесткие экономические санкции. Нравится это кому-то или нет, это означает, что они де-факто являются участниками конфликта. Мы находимся в опасном положении, когда нам приходится помогать украинцам, становясь фактической стороной конфликта, и в то же время следить за тем, чтобы в Москве не рассматривали это как ситуацию, в которой мы – НАТО и ЕС – стали формально воюющей стороной. Это позиция, на которой мы балансируем каждый день, принимая на себя огромные риски.

Конечно, все знают, что Россия напала на Украину. Но давайте посмотрим на причину этого. При этом тут очень важно провести моральную грань между пониманием чего-то и принятием чего-то. Важно понять, почему русские сделали то, что они сделали, что совсем не означает, что вы одобряете их действия.

Русские выдвинули очень четкое требование безопасности, направив его американцам и НАТО. Они потребовали, чтобы Украина никогда не становилась членом НАТО, чтобы Украина сама заявила об этом, и чтобы НАТО заверило в этом Россию и обязалось никогда не размещать на территории Украины оружие, которое может поразить российскую территорию. Запад отклонил это предложение и отказался вести по нему переговоры. НАТО ответило, что следует «политике открытых дверей»: любой может подать заявку на вступление. Следствием этого отказа является то, что сегодня русские силой оружия добиваются безопасности, которую ранее они стремились достичь путем переговоров.

Эта война никогда бы не разразилась, если бы нам повезло немного больше, и в этот решающий час президента Соединенных Штатов Америки звали бы Дональд Трамп, а до этого нам бы еще удалось убедить Ангелу Меркель не покидать свой пост. Но нам не повезло, поэтому теперь мы участвуем в этой войне.

Стратегия Запада в этой войне основана на четырех столпах. На бумаге это разумная стратегия, и возможно, даже есть цифры, подтверждающие ее верность. Первый ее пункт заключался в том, что Украина не может выиграть войну против России сама, но она может сделать это пройдя обучение у англосаксов и получив оружие у НАТО. Второе стратегическое утверждение состояло в том, что санкции ослабят Россию и дестабилизируют руководство в Москве. Третий элемент заключался в том, что хотя санкции повлияют и на нас, мы сможем справиться с их экономическими последствиями. И четвертое стратегическое соображение сводилось к тому, что весь мир встанет в очередь, чтобы поддержать нас, потому что мы – правы. Однако в результате этой превосходной стратегии мы сидим в машине с четырьмя спущенными шинами.

Абсолютно ясно, что война не может быть выиграна таким образом. Украинцы никогда не выиграют войну против России с американской подготовкой и оружием, потому что российская армия обладает асимметричным превосходством. Второй факт, с которым мы должны смириться, заключается в том, что санкции не дестабилизируют Москву. В-третьих, в Европе – беда: тут и экономические проблемы, и политические, так что правительства падают, как домино. Сразу после начала войны пали британское, итальянское, болгарское и эстонское правительства. А впереди осень. Скачок цен произошел в июне, когда стоимость энергоносителей удвоились. Вызывающие недовольство последствия для жизни только начинают проявляться, а мы уже потеряли четыре правительства. И наконец, мир явно не с нами.

Исторически американцы всегда могли определять, кого они считают «империей зла», и призывать мир встать на правильную сторону истории – фраза, которая нас немного беспокоит, поскольку именно так всегда говорили коммунисты. Способности заставлять всех быть на правильной стороне мира и истории, а затем подчинять себе мир, у американцев больше нет. Большая часть мира явно не на их правильной стороне: ни китайцы, ни индийцы, ни бразильцы, ни Южная Африка, ни арабский мир, ни Африка. Большая часть мира просто отказывается принимать участие в этой войне, не потому, что они считают, что Запад находится не на той стороне, а потому, что для них в мире есть нечто большее, чем эта война, и у них есть собственные проблемы, которые они хотят решить.

Вполне может быть, что эта война положит конец той форме господства Запада, которая смогла использовать различные средства для создания мирового единства против определенных действующих лиц истории. Эта эпоха подходит к концу, и как говорится, на высокопарном языке политики, многополярный мировой порядок уже стучится в нашу дверь.

Что делать?

Существует проблема в том, что по сравнению с другими венгерская армия кажется не очень большой. По сравнению с ВВП крупных европейских стран и США, ВВП Венгрии также выглядит скромно. Таким образом, у нас может быть четкое представление о ситуации, отличное понимание войны и свое стратегическое предложение, но все это не много значит, потому что война – это прелюдия. Ее закончит слово сильного.

Тем не менее, в любых дебатах я считаю делом чести и моральным долгом попытаться изложить свою позицию и попытаться убедить Запад разработать новую стратегию взамен пустых сообщений о победе. Если у вашего автомобиля спустили четыре шины, вам придется заменить все четыре колеса. Необходима новая стратегия, и ее фокус должен быть направлен не на победу в войне, а на переговоры о мире. Образно говоря сейчас задача Европейского Союза состоит не в том, чтобы стоять рядом с русскими или с украинцами, а в том, чтобы стоять между Россией и Украиной. Это должно стать сутью новой стратегии.

Русские говорят по-старому. Когда я слушаю господина Лаврова, это похоже на то, что мы слышали тридцать или сорок лет назад. Но это не значит, что то, что он говорит, лишено смысла. Смысл есть, и к этому стоит отнестись серьезно. Два дня назад, например, российский чиновник заявил, что в Украине они будут продвигаться до тех пор, пока линия фронта не продвинется так далеко, чтобы оружие, которым обладают украинцы, не смогло бы поразить российскую территорию. Другими словами, чем больше страны НАТО будут поставлять украинцам современное оружие, тем дальше русские будут продвигать линию фронта. Потому что они – военная нация, которая думает только о безопасности и заинтересована только в том, чтобы на нее не напали с украинской территории. Так что в данный момент, хотим мы того или нет, мы продлеваем войну. Это означает, что никаких российско-украинских мирных переговоров не будет.

Поскольку Россия хочет гарантий безопасности, война может быть прекращена только с помощью российско-американских переговоров. Можно было бы возразить: «Но есть же мы – европейцы». К сожалению мы, европейцы, упустили свой шанс повлиять на события. Мы растратили его после 2014 года, когда исключили американцев из первого Минского соглашения и вместо этого сформулировали Минское соглашение с франко-германскими гарантиями. Но, к сожалению, мы, европейцы, или немцы и французы, которые представляли нас, не смогли обеспечить его соблюдения. Вот почему сейчас русские хотят вести переговоры не с нами, а с теми, кто может заставить Украину сделать то, на что она согласилась.

Ситуация похожа на ту, которая была после Второй мировой войны: Европа снова не будет иметь права голоса в самом важном для себя вопросе – безопасности, который снова будут решать американцы и русские.

Причина, по которой Европа не может стать мировым политическим игроком, заключается в том, что она не может содержать в порядке свой собственный дом. Лучший пример – русско-украинская война. Минск следовало привести в исполнение.

Европа и не должна стремиться к роли в мировой политике, она должна стремиться к достижению скромной цели – иметь возможность решать собственные внешнеполитические вопросы.

Лучшее, что можно сделать, – это вернуться к исходной точке, как это делается после неудачного танцевального шага, и начать все сначала, пытаясь понять ситуацию. Нужно задавать самые простые вопросы: кому выгодна эта война? Ответ заключается в том, что выигрывает та сторона, у которой есть свои собственные источники энергии. У русских все хорошо. Мы просчитались, думая, что если мы не будем покупать энергию у русских, у них будет меньше доходов. Это ошибка, потому что выручка определяется не только количеством проданных товаров, но и их ценой. Сегодня россияне продают меньше энергии, но у них гораздо более высокие доходы.

Импорт Европейского Союза из России сократился на 23%, но за тот же период доходы «Газпрома» удвоились. Китайцы преуспели. В сфере энергетики китайцы раньше были всецело во власти арабов. Но теперь, когда мы не покупаем у русских, мы фактически переориентировали российскую энергетику на Китай, и Китай, таким образом, устранил свою энергетическую зависимость от арабов.

И конечно, выигрывают крупные американские компании. В 2022 году прибыль Exxon удвоилась, Chevron – выросла вчетверо, а ConocoPhillips – в шесть раз. У кого дела идут плохо? У Европейского Союза, потому что его дефицит энергоносителей – разница между его экспортом и импортом, или их стоимостью, – утроился, и сейчас он демонстрирует дефицит в размере 189 миллиардов евро.

Сокращенный перевод В.Я.

Источник – офис Виктора Орбана.


ПО ТЕМЕ

17 Comments

  1. Спасибо за публикацию! Широкий обзор. Напомнил в некоторых деталях, Фултонскую Речь.

  2. Орбан единственный здравомыслящий европейский политик, потому что реальный консерватор, который мыслит категориями реальности, а не лозунгами и умильными либеральными вздохами и соплями под розовыми очками. Отличная речь.

  3. “Мы, европейцы, не хотели бы ставить себя в зависимость от американцев.” Ну конечно, лучше стать в зависимость от России (цитата про газ). Ведь Россия надёжный партнёр который никогда не нарушал обязательств.

      1. В том числе любая страна в праве вступать в те союзы которые хочет

  4. Объясните пожалуйста почему Россия так боится НАТО что даже напал на Украину и выдвигала ультиматумы?
    Неужели НАТО (в том числе и Венгрия управляемая Органом) собиралось напасть на РФ?

    1. Ответ читайте здесь: https://yarmolinets.com/%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d0%be-%d0%ba%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8/ мы не знаем хотело ли НАТО напасть на Россию, мы не знаем и того, хотел ли СССР напасть на США, когда вез свои ракеты на Кубу. Важно другое: никто не хочет иметь под боком ракеты политического оппонента. И потом, вы что считаете, что НАТО или члены НАТО ни на кого не нападали за свою историю? А Сербия, а Ирак, а Афганистан, а Ливия? Ах, да, простите, это путинский нарратив.

  5. Позиция человека, закрывающего глаза на беды соседа. Он пытается выторговать благополучие за чужой счет. С пришедшим убивать, переговоры бесполезны.

  6. Зачем доверять Орбану. Просто прочитайте последние исследование Йельского университета о российской экономике и все стает понятно.

  7. Очень трезвый, непредвзятый анализ. Я во многом пришел к тем же выводам. Сейчас эта война выгодна нам – новые рынки, рост продаж, ВПК. А что будет дальше? Мы ослабляем союзника ЕС, и отталкиваем Россию и Китай! И ради чего? Только не надо говорить что правительство очень сильно переживает об украинцах. Нужен мир и чем быстрее тем лучше

  8. Вадим, вы отлично знаете, что Путин начал войну не за то, чтобы не дать Украине вступить в НАТО. В НАТО в результате его шагов вступают Швеция и Финляндия – мощь НАТО только усилилась в двух шагах от Питера.
    Поставленная Путиным задача – уничтожение украинской нации. Безумный проект восстановления СССР.
    “Украинских учителей надо отправить в лагеря!” Дикий эфир на российском радио

    1. Откуда вы знаете что я “отлично знаю”? Глупости говорите. Точнее повторяете. Что это за задача “уничтожения украинской нации”? И почему он ее не уничтожал до 2014 года?

  9. Ещё не факт, что Орбан, якобы консерватор, поддерживает Трампа, и Такер Карлсон его почитатель, не делает Орбана правым во всём. Чего только стоят его заигрывания с Путиным и приезды в Москву. Просто в этом тексте замените слова “Украина” на “Чехословакия” и “Россия” на “Германия” и думающим людям, надеюсь, всё станет понятно…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *