Когда Зеленский начал заниматься войной, он внес в жесткую иерархическую структуру ВСУ несвойственные для нее формы работы. Он фактически создал параллельные каналы для общения с командующими разных родов войск – в обход Главкома ВСУ Залужного.
Например, с командующими Сухопутных войск Александром Сырским или ВВС – Николаем Олещуком. Очевидно, что прямой контакт с командующими ускоряет работу офиса президента (ОП), но дестабилизирует работу главкома. Тот получает информацию от своих формальных подчиненных только на заседаниях в ставке, если получает вообще.
«Порой возникает впечатление, что Зеленский имеет два типа ВСУ: «хорошие», которыми командуют Сырский и другие фавориты, и «плохие», которые подчиняются Залужному. Это очень демотивирует главкома и главное – мешает ему командовать всей армией». Так описывает проблему в разговоре с «Украинской Правдой» (Далее – УП) человек из близкого окружения Залужного.
Другим примером политического поведения Зеленского стала громкая история о чистке областных военкомов. После расследования УП о неслыханном обогащении на войне одесского военкома, президент потребовал уволить всех руководителей областных центров комплектации.
«Глава ГБР (Государственного бюро расследований) Сухачев пришел летом на Ставку и начал докладывать, как уволили военкомов. После него слово дали Залужному, который заявил: «Хочу поблагодарить правоохранителей, тема коррупции важна. Но также хочу сообщить свежие данные по мобилизации – резкое падение по всем областям», – рассказал на условиях анонимности один из участников того заседания.
То, что с политической точки зрения выглядело быстрым и решительным выполнением запроса общества на справедливость, на самом деле имело тяжелые последствия с точки зрения военной. Подобный эффект имеют и кадровые перестановки, в частности увольнение командующего Силами спецопераций генерала Хоренко и командующей Медицинскими силами генерала Остащенко. Отставка теперь грозит генералу Наеву – за срыв обороны Юга. У Залужного это расценивают как попытку подобраться к нему.
Но больше всего градус напряжения между президентом и главкомом поднялся после начала контрнаступления на юге. В претензиях Банковой есть рациональная основа. Именно военные разработали план наступательных действий и произвели расчет необходимых сил и средств. Исходя из этого, политическое руководство выбивало помощь у партнеров и комплектовало новые подразделения. Но реальные боевые действия разошлись с планами. У этого были непреодолимые военные предпосылки: у россиян было достаточно времени, чтобы построить устрашающих масштабов сеть обороны и ВСУ ощутимо не хватило сил преодолеть их. ВСУ также не получили всех обещанных поставок и столкнулись с полным доминированием россиян в воздухе.
Беда еще и в том, что у «большого контрнаступления» была не только военная составляющая, но и политическая. Люди из ОП, которые ранее проталкивали наратив о кровавой обороне «крепости Бахмут», разогнали ожидания общества через «Единый марафон» и сеть своих медийных ресурсов до таких высот, что обыватель ожидал по меньшей мере освобождения Крыма. И того же ожидали западные партнеры Украины.
Если бы не было этой политической раскрутки, чисто военные проблемы было бы куда легче воспринять, проанализировать и определить виновных. Теперь же, если возложить ответственность за пробуксовку на юге на Залужного, который непосредственно отвечал за планирование и подготовку контрнаступления, проблемы для ОП будут не только военного, но и медийного характера.
Так же как Зеленский проник в военную сферу Залужного, так и главком – ничего, правда, для этого не делая, – вторгся на политическое поле Зеленского. Залужный не делает политических заявлений, не имеет ни партии ни общественного движения. Но ОП регулярно заказывает социологические опросы, из которых следует, что популярность Залужного растет.
На днях один из «офисных» telegram-каналов показал президентские рейтинги, в которых Зеленский в первом туре получает около 47% голосов среди тех, кто определился, а Залужный – около 31%.
УП ознакомилась с полными данными этого исследования, проведенного, но не опубликованного группой «Рейтинг». И главный график касается не того, что Зеленский и Залужный выходят во второй тур, а того, что во втором туре Зеленский может не выиграть. Президент опережает главкома всего на 2%, при этом 10% респондентов еще не приняли рпешение о том, кого они поддержат.
Поэтому именно к Залужному был обращен призыв президента в интервью «The Sun», воздержаться от участия в политике.
Сделал ли Залужный что-то, чтобы электоральная ситуация была именно такой? Абсолютно нет! Как медийный политический субъект он не существует. Его рейтинг – скорее следствие давно известного тезиса, что Украина не Россия. Даже в условиях большой войны украинская демократия демонстрирует очередной пример своей живучести.
Еще до нового года Украине позарез нужны новые поставки оружия и боеприпасов. А значит, Генштаб должен представить политическому руководству свой стратегический замысел.
«И этого плана нет ни у кого», – заявил недавно глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Депутат из той же фракции Марьяна Безуглая именно на этом основании потребовала отставки Залужного.
Но проблема не в том, что плана нет, а в том, что реальный план выхода на границы 1991 года не устраивает ни политическое руководство, ни западных партнеров. По данным УП, расчеты Генерального штаба показывают, что для выполнения задачи президента по освобождению всей территории Украины требуется 350-400 миллиардов долларов.
Некоторыми идеями планирования Генштаб поделился с главой Пентагона Ллойдом Остином во время его последнего визита в Киев в ноябре.
«Остину сообщили о потребности в 17 миллионах снарядов. Он, мягко говоря, удивился, потому что во всем мире нет такого количества снарядов», – рассказал УП один из чиновников Сил обороны.
Еще больше представителей Пентагона удивила искренность украинских коллег относительно внутренней ситуации в стране.
«В частных разговорах Остин рассказывал, что Залужный постоянно жалуется его генералам на то, как ему мешает ОП. Ясно, что президент об этих разговорах узнал, что никак не поспособствовало доверию», – добавляет тот же чиновник.
Зная эмоциональность Зеленского, можно предположить, что такие откровения Залужного могут перевести вопрос его отставки из чисто гипотетической плоскости в практическую.
Но кто осмелится заменить главкома на его посту? Пока что у Зеленского есть только кандидатура командующего Сухопутных войск генерал-полковника Сырского. И хотя именно с ним связаны такие успешные операции как оборона Киева, битва за Харьков и блестящее контрнаступление на Харьковщине, у Сырского есть две проблемы.
Первая – генерал-полковник не вызывает должного медийного интереса, сколько бы Зеленский лично ни ездил к нему на позиции, а офисные каналы не распространяли его посты. Вторая – имидж Сырского ассоциируется с типом командиров, которые не считаются с потерями.
Но главная проблема в том, что увольнение Залужного неизбежно создаст из него новую суперзвезду украинской политики. На Банковой это прекрасно понимают, поэтому значительная часть команды президента категорически против отставки главкома.
Как могла бы отразиться на ходе войне возможная отставка Залужного? Сам Залужный изложил свой взгляд на это в ставшей скандальной статье в британском журнале «The Economist». Его главная мысль сводилась к тому, что в нынешних условиях Украина не имеет ресурсов для победы. Нужно сперва ввести новую систему мобилизации, обучения и оснащения армии на качественно новый уровень, а также добиться от партнеров скачка в технологическом обеспечении ВСУ. Это требует стратегической паузы. Но Зеленский и слышать не хочет о «тупике» или остановке в войне. Он считает, что заморозка конфликта приведет к потере интереса партнеров и уменьшению помощи. Если сейчас взять паузу, то из нее можно будет не выйти.
Способна ли отставка Залужного разрешить этот стратегический спор? Нет.
К чему такая отставка приведет гарантированно, то это к потере внутреннего единства всего общества.
Сокращенный перевод с украинского статьи Романа Романюка и Романа Кравца «Война против политики. Что происходит между Зеленским и Залужным». Опубликвано в Украинской Правде 4 декабря 2023 года. Оригинал здесь.
2 Comments
Америка и Европа требовали результат и Украина пошла в наступление. Естественно ничего не вышло. Невозможно выиграть у России с тем, что они имеют. Им оружие дают только на оборону не более того, и не надо требовать от них выиграть. Украина должна защищаться, но не идти на мир. Мир для Украины – это гибель свободной страны.
Борис, где вы видели свободную страну без независимой прессы и политической оппозиции?