Документы, найденные прокурором Джоном Дурэмом (John Durhem) в архивах ФБР и обнародованные на этой неделе, указывают на то, что бывшее руководство ФБР не имело никаких претензий к содержанию телефонных разговоров члена переходной команды Трампа генерала Майка Флинна с российским послом Сергеем Кисляком.
ФБР использовало факт этих разговоров как предлог для того, чтобы провести собеседование с Флинном, когда тот уже занял пост советника президента по вопросам национальной безопасности и заманить его в ловушку лжесвидетельства.
Уже на суде над Флинном член команды спецпрокурора Боба Мюллера – Брэндон Ван Грэк утаил материалы, которые могли указывать на невиновность Майка Флинна.
В феврале 2018 года окружной судья Округа Колумбия Эммет Салливан дал распоряжение Ван Грэку предъявить все собранные прокуратурой документы по делу Майкла Флинна, которые могли быть использованы защитой Флинна для доказательства его невиновности. В ответ Ван Грэк заверил судью, что это требование выполнено и никакими дополнительными вещдоками прокуратура не располагает.
Ван Грэк утаил от суда и не предоставил адвокатам Майка Флинна переписку сотрудников вашингтонского офиса ФБР от 4 января 2017 года, в которой содержалась рекомендация закрыть дело Майка Флинна, поскольку расследование не выявило в его деятельности ничего, что могло бы стать поводом для его продолжения.
После этого «Вашингтон Пост» со ссылкой на достоверный источник в минюсте сообщила, что расследование дела Флинна не выявило ничего предосудительного.
Но расследование дела Флинна не было закрыто – по требованию бывшего агента ФБР Питера Строка. Он уведомил сотрудников вашингтонского офиса, что решение об этом было принято «на седьмом этаже», то есть высшим руководством ФБР.
Согласно внутренним правилам минюста США, прокуроры уровня Ван Грэка имеют практически неограниченный доступ к документам, собранным следствием, и могут обращаться за помощью и разъяснениями к следователям, собиравшим эти документы. Мог ли Ван Грэк не знать о заключении вашингтонского офиса ФБР о невиновности Флинна?
В суде Ван Грэк строил свое обвинение на том, что не сами переговоры с Кисляком, которые прослушивались ФБР, а попытка утаить их содержание от агентов ФБР, указывают на возможные связи президентскеой компании Трампа с правительством России.
Ван Грэк утверждал, что ложные показания Флинна в собеседовании с агентами ФБР и являются главным вещественным доказательством его кремлевских связей.
Оставив дело Флинна открытым, Питер Строк и его коллеги, среди которых был бывший замдиректора ФБР Эндрю Маккейб и глава отдела контр-разведки Билл Пристэп, решали вопрос, как убрать Флинна из администрации Трампа. Пристэп записал тогда в своем служебном блокноте: какая у нас цель – подтолкнуть Флинна к лжесвительству, чтобы судить его или же добиться его увольнения?
Из этих же записей и отчета “302” о допросе следует, что заговорщики обсуждали возможность привлечения Флинна к ответственности на основании Закона Логана от 1799 года, запрещающего частным лицам вести переговоры с представителями зарубежных правительствт от имени правительства США. С этой целью в собеседовании Флинну умышленно задали вопрос, говорил ли он с послом Кисляком как частное лицо и тот это подтвердил. Будучи членом переходной команды Трампа он еще не занимал официального поста в правительстве.
Продолжающееся расследование прокурора Джона Дурэма позволяет предположить, что Ван Грэк может быть привлечен к ответственности за сознательное сокрытие важных документов от судьи Салливана.
Сейчас Брендон Ван Грэк возглавляет отдел минюста, преследующий нарушителей закона FARA, который регулирует отношения американских граждан с зарубежными правительствами и лицами. Этот закон был применен против нескольких деловых партенров Флинна и ему грозили обвинения в связи с возможным его нарушением.
Выяснилось имя второго агента ФБР, который допрашивал Майка Флинна. Это – Джо Пентка, ранее участвовавший в деле против Картера Пейджа, который также входил в предвыборную команду Трампа, но был вынужден покинуть ее. Минюст признал, что в основе расследования дела Картера Пейджа легли непроверенные материалы, возможно сфабрикованные российской разведкой.
Сейчас Пентка стужит на руководящем посту в офисе ФБР в Сан-Франциско.
Минюст готовит публикацию новой серии служебных документов ФБР по делу Майка Флинна.