Несет ли губернатор Эндрю Куомо ответственность за высокий уровень смертности в домах престарелых? 25% всех погибших от КОВИД-19 в штате Нью-Йорк – клиенты этих учреждений. Говорят, что виновен именно он, потому что отдал распоряжение – направлять пожилых пациентов городских больниц на реабилитацию в дома престарелых. С ними туда пришел вирус, усугубив и без того критическое положение – там уже появились больные, зараженные из других источников. По мнению медработников и менеджеров домов престарелых, с которыми мне удалось поговорить, заболела треть их клиентуры и треть от этой трети умерла. То есть 10% от общего числа. Цифра приблизительная, реальный показатель может быть выше. Именно эта группа – пожилых и больных – повлияла на необычайно высокий общий показатель смертности.
Из бесед с работниками этой сферы я получил ответы на вопросы, которые мне кажутся важными для понимания проблемы.
– Можно ли было найти другое место для выписки выздоравливающих пожилых людей из больниц, кроме реабилитационных отделений домов престарелых?
– Как правило пожилые люди страдают от ряда тяжелых хронических заболеваний, которые требуют особого ухода. Такой уход крайне тяжело обеспечить дома или во временном госпитале, типа того, который был срочно создан в Джавитц-центре. Такой уход можно было получить в той больнице, где их лечили, но их стремились выписывать по возможности быстрее, потому что не было коек и кислородных аппаратов для новых критических больных, поступавших непрерываным потоком. Кислорода для использования на дому (у кого был дом) тоже не хватало, т.к. многие компании которые занимались его поставками, закрылись после принятия Обамакейра. Реабилитационные центры были единственным местом, куда их можно было отправить.
– Почему их нельзя было сразу же изолировать?
– Все медицинские учреждения штата получают инструкции для действий во время сезонных заболеваний из отдела здравоохранения штата. Еще в марте месяце, когда появились первые единичные случаи заражения КОВИД-19, поступавшие инструкции сводились к тому, что новый вирус мало отличается от сезонного гриппа и обычных мер предосторожности достаточно для контроля над ситуацией. Только волна госпитализаций, обрушившаяся на городскую систему медучреждений во второй половине марта, в пять-шесть раз превышавшая обычную, выявила ошибку: дала себя знать острая нехватка защитных материалов для медперсонала, вентиляторов для больных, отсутствие наработанных методов лечения, апробированных медикаментов. Все корректировалось на ходу. Ушло время, чтобы запретить посещение пациентов реабилитационных центров их родными и создать отдельные изолированные помещения для больных и здоровых. В некоторых учрежениях это делалось быстрее, в некоторых медленнее.
– Какие еще факторы повлияли на высокую смертность?
– Подавляющее число медперсонала и вспомогательного персонала домов престарелых, работает в нескольких местах. У врачей есть свои офисы или же они связаны с городскими больницами. Сестры и няни работают в нескольких местах, поскольку одной зарплаты не хватает. Все они в начале пандемии стали невольными переносчиками вируса, многие переболели сами.
– Что сделано сейчас для улучшения этой ситуации?
– Сейчас медики имеют представление о том, как развивается болезнь, есть представление о том, какая помощь наиболее эффективна, есть средства индивидуальной защиты. В домах престарелых созданы изолированные помещения для больных, которые обслуживает только приписанный к ним персонал.
– Оглядываясь назад, что можно было сделать, чтобы избежать таких тяжелых последствий?
– Главной проблемой было то, что отдел здравоохранения штата и министерство здравоохранения США не восприняли адекватно надвигающуюся угрозу, не учли опыт того, что уже происходило в Китае или в Италии и, соответственно, не подготовили тех, кто принял первый удар вируса. Губернатор Куомо – не медик, но, как можно предположить, он полагался на мнение медиков из своего отдела здравоохранения, а там опасность недооценили.
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ