О каком системном расизме может идти речь, если белая женщина умышленно выдает себя за цветную, чтобы облегчить свой путь к успеху? О какой белой привилегированности можно говорить, если карьеру можно построить с меньшей затратой сил, будучи представителем меньшинства?
Сенатор-демократ из Массачусетса Элизабет Уоррен построила успешную академическую карьеру, влив в свою семейную биографию кровь индейского племени чероки. В университетских документах ее с гордостью представляли как коренную американку. В 1996 году она стала самым высокооплачиваемым преподающим профессором Гарварда, зарабатывая больше президента США.
Анализ ДНК подтвердил, что у нее есть столько же оснований заявлять о своей причастности к чероки, сколько у ее главного критика – Дональда Трампа. Народ чероки тоже опроверг родственные связи с ней, но это не помешало ей избираться на пост президента США.
Научно-политическая деятельность Элизабет Уоррен напрочь опровергает тезис о том, что такие аферисты, как она, бывают только в Одессе. Таких там нет. Даже когда Остап Бендер выдавал себя за сына турецко-подданного, одесситам было ясно, что турецко-поддаными называли не турков, а евреев, поскольку до Первой мировой войны Палестина входила в состав Османской империи и, соответственно, ее население располагало турецкими паспортами.
Второй липовой цветной была Рейчел Долезал. Разоблачительный скандал настиг ее на посту главы отделения Национальной ассоциации содействия цветному населению (NAAСP) города Спокане в штате Вашингтон. Она также занимала пост помощницы профессора африканских исследований в университете Истерн-Вашингтон. Сдали ее родители немецко-чешско-шведского происхождения из Монтаны, где она родилась и выросла.
Не отказываясь более от белых родителей Долезал продолжает идентифицировать себя с черной расой. Она даже взяла себе новое имя – Нкечи Амаре Диалло и написала книгу о своем мучительном пути к почернению. Она также открыла вебсайт, с которого продает свою живопись и рассказывает о былых достижениях в научном мире и нынешних благотворительных инициативах. Из последних мне особенно понравилась ее программа предотвращения подросткового рецидивизма на карибских островах Антигуа и Барбуда. Не представляю, что заставило ее выбрать эти места, я бы выбрал Сент-Барт, на худой конец – Сен-Мартин.
Я не нашел на ее сайте историю о том, как Рейчел привлекли к ответственности за получение в 2017 году фудстемпов на сумму 8 847 долларов в то время, как на ее счет поступил гонорар за автобиографическую книгу «Во всем цвете» в размере 83 924 доллара. Долезал грозило 15-летнее тюремное заключение за обман велфэра, но она согласилась вернуть деньги и отработать 120 часов на благо общины.
Последней из выявленных фейковых негритянок оказалась помощница профессора истории в престижном Джорджтаунском университете в Вашингтоне Джессика Круг, также известная как Джесс Ла Бомбалера. Она проработала в этом учебном заведении с 2012 по 2020 год и зарекомендовала себя первоклассным специалистом по истории Колумбии, Бразилии и Западной Африки. Ее книга Fugitive Modernities: Kisama and the Politics of Freedom удостоена престижных премий Фредерика Дагласа и Харриет Табман.
Для написания этой книги она получила финансовую поддержку Шомбургского центра черной культуры и грант фонда Фулбрайт-Хайс в размере 45 тыс. долларов.
Круг родилась в 1982 году в семье школьной учительницы и владельца продуктового магазина в Канзас-Сити, посещала ешиву, частную школу Барстоу и университет штата Канзас, где все знали о том, что она – белая.
Ее почернение началось с того, что она выдала себя за цветную алжирско-немецкого происхождения, а затем черную с латиноамериканской примесью из Бронкса. В июне этого года на слушаниях о жестокости полиции, которые проходили в горсовете Нью-Йорка, Круг с выраженным бронксским акцентом заявила:
«Я Джессика Ла Бомбалера. Я из Эль-Барио в Ист-Гарлеме, о котором вы возможно слышали, потому что вы продали мой долбанный район девелоперам и гентрифаерам. Всем тем белым, которые ждали четыре часа, чтобы выступить здесь, должно быть стыдно за то, что они не уступили свое время настоящим черным и коричневым ньюйоркцам».
Успешной научной карьере Джессики Круг был положен конец, когда она опубликовала саморазоблачительное эссе на популярном блоге Mеdium. В нем она призналась, что совершила страшное преступление против черных, выдав себя за черную. Ее преступлению, заявила она, не может служить оправданием даже то, что она с детства испытывала проблемы с психикой. Эти проблемы не помешали ей написать несколько книг, заслуживших высокие оценки ее именитых коллег.
В прессе, комментировавшей неожиданное эссе Круг, прозвучала версия, что де она рассказал о себе правду только потому, что ее собирались разоблачить другие.
Истории трех научных сотрудниц – не единичны ни в американской, ни в мировой истории. Известны случаи, когда евреи выдавали себя за цвет арийской нации в гитлеровской Германии. Об этом – фильм Агнешки Холланд «Европа-Европа».
В американской культуре есть свое толкование понятия «шоу менестрелей», известное нам из истории средневековой Англии. На американском юге так называли белых гастролеров, гримировавшихся под негров. Научных работников типа Рейчел Долезал или Джессики Круг тоже называют менестрелями.
Будет удивительно, если нынешние борцы за расовую чистоту не учинят общенациональную охоту на менестрелей в своих рядах.
Нет ничего нового в стремлении выдать себя за представителя этнической группы или расы, не имея на то никаких генетических оснований. За этим может стоять и притяжение более мощной культуры и стремление лучше устроиться, обезопасить свою жизнь. Что двигало Уоррен, Долезал, Круг – вопрос спорный, но очевидно, что появление «цвета» в их биографиях никак не помешало их успешным карьерам. Похоже, что помимо белой привилегированности у нас есть и черная.
Вадим ЯРМОЛИНЕЦ
Комментируйте, делитесь, подписывайтесь!
4 Comments
Кстати: в фильме «Европа Европа» еврейский мальчик представился поляком, чтобы спасти свою жизнь. Я знал настоящего еврея, который родился в Польше. Его семья не успела эвакуироваться в 1939 году, когда Сталин и Гитлер разделили Польшу. Остальная часть его семьи была убита в концлагере. Чтобы спасти свою жизнь, он прикинулся поляком.
В фильме мальчик не представился поляком он представился немцем из Польши, фольксдойчем. Чувствуете разницу?
Интересно, что все эти бабы принадлежат к демократической партии, которая должна была бы откреститься от них.
Интересно, почему поменять свой пол – например, перейти из мужчины в женщину – это нормально, а поменять расу – это неприлично, за это ругают и разоблачают.
Если мужчине не возбраняется говорить “Я чувствую себя женщиной”, то почему белая женщина не может сказать “Я чувствую себя негритянкой”?