В четверть девятого, когда воздух в зале Портклуба сгустился и повлажнел, свет погас, и на сцену в белом круге света выбежал легкой трусцой ведущий. Я видел его несколько раз в ОМК.
Он таскался за какой-то из рок-групп, придумав себе роль ведущего рок-концертов, при этом вел себя, как конферансье на студенческих капустниках: говорил много и развязно, подменяя многозначительной интонацией отсутствующий юмор. Редкие длинные волосы он зачесывал назад и завязывал в хвостик на затылке. Сейчас он вышел на сцену в самопальных джинсах, сплошь облепленных карманами со змейками, и в жилете на голое тело. Руки у него были как очень светло-сиреневые веревки.
– Добрый вечер, мои дорогие! – крикнул он в микрофон, тут же отшатнувшись от него, словно не ожидал, что выйдет так громко. – Добрый вечер, друзья металлисты, друзья наших металлистов и друзья всей черной металлургии нашей родины!
В зале засвистели, затопали.
– Металл давай, падла!
– Сегодня весь вечер на манеже – единственная и непав-тарим-мая “Асс-социация праф-фессиональных муз-зыкантов”! Мы просим всех соблюдать спокойствие, насколько это будет возможным!
– Ме-талл! Ме-талл! – стали скандировать в зале. – Ме-талл!
– На клавишах – лидер группы Константин Швуим!
– МЕ-ТАЛЛ! МЕ-ТАЛЛ!
– На гитаре – Анатолий Таржинский!
Крик “металл” утонул в реве гитары. Белый овал света вырвал из мрака Таржинского. Обнаружив себя в центре внимания, худощавый высокий парень с аккуратной прической раскрутил в воздухе руку, как это делал Пит Таунсенд, а затем легко взял три первых аккорда Smoke on the Water. Звук гитары смешался с ревом толпы.
– а-а-а-анах-анах-анах, –
– МЕ-ТАЛЛ! МЕ-ТАЛЛ!
– … Акопов! – пробился голос ведущего.
Рев и вой. Рев и вой.
– … ас-и-таре…
– МЕ-ТАЛЛ! МЕ-ТАЛЛ!
– … лерий Прессман!
Рев и вой. Рев и вой.
– И наконец – голос “Ассоциации” – Алик Проскуров!
– Клавиши в мониторе… Ничего не слышу! – голос Швуима.
Слова “клавиши” и “монитор” прозвучали как колдовское заклятье, внезапно заставившее зал стихнуть.
Акопов попробовал звонким ударом тарелку, потом ухнул и забился бас Прессмана. Низкий и упругий звук отдался в животе, сердце тревожно замерло. Первый шквал звука вызвал ощущение полной глухоты. От последовавшего грохота зал стал ритмично содрогаться. Словно кто-то огромной подушкой бил по крыше здания. В-вах! В-вах! В-вах! Потом в новом белом овале возник голос АПМ. На щупленьком Проскурове был то ли плащ, то ли черный ситцевый халат, какие носят уборщицы. На голове – кепка. Держась за полы халата, он стал кружится по сцене, иногда останавливаясь, чтобы, слегка согнув ноги в коленях, изобразить руками, что это он играет – то на гитаре, то на барабанах. Когда он кружился, полы халата разлетались, открывая его голые ноги. Он был то ли в трусах, то ли в очень коротких шортах. И вдруг наступила совершенно оглушительная тишина. Я поймал себя на том, что судорожно пытаюсь сделать вдох и выбить пробки из ушей. Наташа закрыла уши ладонями, как наушниками.
А Проскуров неожиданно низким и сиплым голосом завыл:
–Пра-а-а-а-а-ащай ка-афейная-а-а-а с-стра-а-на-а-а-а!
Это было вступлением к новому шквалу звука.
Проскуров, между тем, сорвал с головы кепку – лысина засияла под прожекторами – и стал выбрасывать руку с ней перед собой в такт тексту.
Слышны под землею железные стуки,
Рушится в небе торжественный храм!
Смерть! Костлявые руки тянет к нам!
Смерть!
Легкими пальцами Таржинский посылал в зал пулеметные очереди сигналов, которые разрывали черное пространство и обломки его валились на публику, как горная лавина.
Рвутся на части слепые заветы!
Небо читает свой приговор!
Смерть! Костлявые руки тянет смерть!
Проскуров был в ударе. Швуим имел все основания гордиться своим открытием. Но это открытие грозило неприятностями. Аналогия певца с вождем мировой революции была очевидна всем, кто еще был способен соображать. Я оглянулся. Оба комсомольских инструктора стояли у двери. Лица, совершенно белые в сполохах прожекторов, казались перекошенными ужасом масками. Я легко представлял, что они переживали в этот момент. У себя в кабинетах они привыкли слышать слова типа “рок-движение”, “рок-клуб”, “молодежная музыка”, и они были готовы курировать, утверждать и направлять все эти слова в правильное, рекомендованное свыше, русло. Здесь же они столкнулись не с безвредными словами, а с вырвавшимся на волю монстром, который явно не подлежал курированию и направлению в правильное русло. Такое начнешь направлять, оно тебе в этом же русле выроет могилу.
Вы прочли главу из романа Вадима Ярмолинца «Свинцовый дирижабль» об Одессе 80-х прошлого века.
Книгу можно приобрести кликнув на этот линк или на имидж обложки.