10 апреля издание Страна.UA сообщило, что Институт национальной памяти Украины объявил украинофобом и пропагандистом российской имперской политики одного из самых известных уроженцев Киева – писателя Михаила Булгакова.
В Украине именем Булгакова названы улицы, в Киеве ему стоит памятник и действует музей его имени, книги писателя изучаются в школах и вузах. В феврале 2021 года президент Зеленский назвал Булгакова «нашим украинским писателем», «которого мы не собираемся отдавать так же как и наши территории».
Но Институт нацпамяти пришел к выводу, что «писатель, несмотря на годы жизни в Киеве, презирал украинцев и их культуру, ненавидел украинское стремление к независимости, негативно отзывался о становлении украинского государства и его руководителях».
Согласно выводу, Булгаков «из всех русских писателей того времени стоит ближе всего к нынешним идеологемам путинизма и кремлевского оправдания этноцида в Украине». «Мировоззренчески был на позициях русского империализма, белогвардейщины, одобрял экспансию русского коммунизма», – считают эксперты института.
В связи с этим Институт заявляет, что «объекты (географические объекты, названия юридических лиц, памятники и памятные знаки), посвященные Булгакову, содержат символику российской имперской политики, а дальнейшее использование имени Булгакова в названиях географических объектов и юридических лиц, пребывание в публичном пространстве установленных в его честь памятников, памятных знаков является пропагандой российской имперской политики».
Таким образом, улицы, названные его именем, должны быть переименованы, а памятники снесены. Но в школьной программе Булгаков, как обещают в Институте, должен остаться.
«Читать – пожалуйста, исследовать – пожалуйста. В школьной программе есть «Собачье сердце» – читайте», – заявил глава Института Антон Дробович.
Одним из наиболее активных сторонников «отмены» Булкагова был экс-глава Института нацпамяти Вятрович, а после его увольнения новый начальник Антон Дробович заявил, что Булгаков, Цой или Высоцкий «вряд ли согласились бы играть в то «мракобесие», которое предлагает современная российская власть».
В нынешней ситуации, чиновник скорректировал свое мнение о Булгакове: «…человек, который отказал украинскому сообществу, украинской нации в уважении и праве на существование, не поддерживал украинский проект категорически, насмехался над языком, позволял себе пассажи типа «второстепенные славянские народы» и был имперским шовинистом на самом деле».
После начала войны попытки «отменить» Булгакова активизировались. В апреле 2022 года депутаты Киевсовета Алина Михайлова («Голос») и Ксения Семенова («Слуга народа») внесли проект решения о сносе памятных знаков, «связанных с РФ и колониальным наследием». В списке оказалось 60 наименований, включая памятник Булгакову.
Многих киевлян это возмутило «Посмотрите, с кем вы воюете. Книги почитайте, извините за неприличную просьбу… Булгаков не Ленин, Пушкин не Ленин», – написал известный бизнесмен Гарик Корогодский, добавив, что сами авторы идеи – не из Киева.
«Нехорошо начинать со сноса памятников в городе, который стал вам родным, хоть вы родом и не из Киева», – заключил Корогодский.
Депутат Михайлова в ответ назвала Гарика Корогодского «отечественной русней», а еще через три месяца Национальный союз писателей Украины потребовал закрыть музей Булгакова в Киеве. Причина – Булгаков «ненавидел Украину и порочил ее в своих произведениях». Так заявил глава организации Михаил Сидоржевский.
Идея не нашла поддержки, но руководство музея Булгакова уступило требованиям времени и заменило надпись на мемориальной доске писателю с русской «В этом доме жил известный русский, советский писатель Михаил Булгаков» на новую: «В цьому будинку в 1906 – 1919 роках жив видатний киянин, лікар, письменник Михаїл Булгаков».
Это не остановило тех, кто в мае 2023 года облил новую доску красной краской. А в ноябре того же года и.о. министра культуры Ростислав Карандеев заявил, что музей могут изъять из Государственного реестра недвижимого культурного наследия национального значения и перенести в реестр объектов местного значения.
Нынешнее заявление Института нацпамяти, которое, по сути, объявляет Михаила Булгакова вне закона, грозит закрытием дома-музея.
В ответе институту Нацпамяти Руководство музея указало, что восемь из девяти подписантов экспертизы – не специалисты в литературоведении, поэтому не могут давать компетентные оценки Булгакову и его творчеству: «Авторы приписывают высказывания литературных персонажей произведений Булгакова ему самому и его семье в категоричной, эмоционально и отрицательно окрашенной форме».
В ответе также сказано, что эксперты Института нацпамяти проигнорировали исторический контекст, в котором писал Булгаков и прямо объединили персону Булгакова с современными агрессивными идеологами и пропагандистами России.
Далее музей опровергает заявление Института нацпамяти о том, что писатель дезертировал из армии УНР, куда был мобилизован, и вступил в ряды «белой» Добровольческой армии в силу «преданности монархизму».
Музей заявил, что это ложь, и в Добровольческую армию Булгаков был так же насильно мобилизован, а его «преданность монархизму» не подтверждается документально.
Также Институт нацпамяти утверждает, что семья Булгакова приехала в Киев из России «для колониальной деятельности». Музей отвергает этою Отец писателя Афанасий Булгаков приехал в Киев учиться в Киевской духовной академии. А семью создал уже после переезда, и все дети Булгаковых родились в Киеве.
Фейком музей назвал утверждение Института, что де Булгакова и его семью «раздражал» украинский язык. В действительности сестра писателя Елена выбрала украиноязычное обучение в педагогическом институте, а крестным отцом писателя был историк украинской литературы Николай Петров. Сам Булгаков регулярно использовал в частной переписке украинские слова и выражения, причем в позитивном контексте.
Также музей отвергает «симпатии к большевикам», которые приписали Булгакову: «Булгаков настолько «симпатизировал» большевикам, что его произведения перестали печатать и изъяли из публичных библиотек еще в 1929 году».
«Булгаков ни в Российской империи, ни в СССР не был сотрудником уполномоченных органов по реализации российской имперской колониальной политики, не был членом политических партий, общественных движений или организаций, исповедовавших эту политику, не осуществлял такую деятельность лично», – пишет музей, оспаривая тезис, что писатель подпадает под украинские запретительные нормы.
Музей также напоминает, что Михаил Булгаков – наиболее узнаваемый киевлянин во всем мире, и 28 лет своей жизни прожил в украинской столице.
Какая судьба ожидает музей и памятник Булгакову – неизвестно. И неизвестно кого могут отменить следом за Булгаковым.
Следующим может стать знаменитый авиаконструктор из Киева Игорь Сикорский, который после революции 1917 года эмигрировал в США, где основал компанию по производству вертолетов. В независимой Украине его именем назвали столичный аэропорт, Киевский политехнический институт, а также улицу, где находится американское посольство.
Между тем Сикорский был русским монархистом и считал украинцев частью «единого русского народа». В эмиграции он сотрудничал с русскими монархическими изданиями, состоял в Российском политическом комитете в Нью-Йорке, в программе которого было написано, что «государственное единство России, в ее естественных, исторических границах, составляет одну из главных основ российского национального сознания».
В письме к историку Василию Галичу в 1936 году Сикорский так обозначил свою национальность: «Мой род чисто украинского происхождения, из села Киевской губернии, где мой прадед и прапрадед были священниками. Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как интегрированную часть России так же, как Техас или Луизиана являются интегрированной частью Соединенных Штатов».
Как быть с теми украинцами, которые стали выдающимися учеными в Москве, как Сергей Королев, либо творили по-украински в советские времена?
Как относиться к автору «Песни о Сталине» Максиму Рыльскому? Или к автору многочисленных стихов о Ленине Павлу Тычине? К лауреату Сталинских и Ленинских премий, знаменитому режиссеру Александру Довженко, автору знаменитого фильма «Щорс», где в карикатурной форме изображена УНР и в героической – Красная армия? Фильм «Щорс» на десятки лет стал в СССР канонической версией событий в Украине в 1918-1919 годах, сыграв в продвижении советского «нарратива» многократно большую роль, чем «Белая гвардия» Булгакова.
В сравнении с обласканными советской властью Рыльским и Тычиной Булгаков – диссидент.
Сам Довженко, хотя и служил в армии УНР, перешел потом на сторону большевиков и покаялся в «грехах молодости» в автобиографии: «зашел в Революцию не в ту дверь». И если Булгаков по нынешним официальным меркам – «украинофоб», то Довженко тянет на «коллаборанта».
Претензии можно предъявить кому угодно. Тарас Шевченко писал свою прозу по-русски. Автор «Энеиды» Иван Котляревский служил офицером в русской императорской армии, воевал против турок, а в 1812 году создал полк для участия в войне России против Наполеона. Его можно записать и в «коллаборанты» и в «оккупанты».
По меркам нынешнего времени и норм Уголовного кодекса Украины в редакции 2024 года к деятелям прошлого, можно отменить сотни известных украинцев или уроженцев Украины, живших до 1991 года. И это будет уникальным опытом. Потому что, как правило, любая страна стремится объявить «своими» как можно большее число известных людей, создавая и преумножая свой символический исторический капитал.
Послесловие “Журнала Ярмолинца”
Проблема для украинских властей не в том, что Булгаков украинофоб или имперский пропагандист. Его главное прегрешение перед властью в том, что он всей своей жизнью подтверждает историческое единство Украины и России. Это же единство подтверждают тысячи деятелей науки и культуры, которые перебирались с Украины в Москву, где у них было больше возможностей для реализации своего таланта. Это единство для нынешних украинских властей анафема, которая перечеркивает их национальную концепцию.
Материал печатается с сокращениями. С оригиналом можно ознакомиться здесь.
10 Comments
Украина явно страдает комплексом неполноценности. Их очень задевает, когда об украинском народе не говорят особым уважением. Их право, конечно, но уж больно это смахивает на рассуждения Северо Корейского поросенка.
Каждый народ вправе ожидать уважения к себе, но если его руководство строит свою национальную политику на неуважении или дискриминации прав другого народа/народов, то это может вызывать только одну реакцию.
Очень интересная статья. Особенно запомнилась фраза : он ( Булгаков) всей своей жизнью подтверждает историческое единство Украины и России».Надеюсь что нынешняя война между Украиной и Россией— по сути, Гражданская война — скоро закончится искренним примирением .
Примирение безусловно наступит, но не в ближайшем поколении. Нынешнему придется жить в расколе.
Такое не забудется и не простится ещё долго. До взаимных объятий нам не дожить.
Откуда такая уверенность? Чеченцы сегодня воюют в составе ВС РФ, хотя после своих потерь в чеченских войнах могли бы воздержаться. Но есть лучший пример. После Холокоста казалось немыслимым, что евреи когда-либо вернутся в Германию. Советские поехали туда в 70-е, через 30 лет после войны, пострашнее нынешней. Все пройдет. Инерция многовековой связи сильнее ненависти.
Они обязательно помирятся, у них есть общий враг Америка, у них есть общий традиционные козел отпущения- евреи.
В чем вы узрели историческое единство ?
История знает конфронтационную составляющую этого соседского сосуществования. Вас не удивляет отсутствие этого чувства семьи единой у палачей сбрасывающих бомбы на головы невинных “родственников” ? Под дулом насильника вряд-ли возникают братские чувства. Сопротивление украино-чувствующего народа продолжалось до 1954 года. Это ничего не говорит вам? Это ведь тоже часть той же Истории.
Конфронтация имела место в нескольких западных областях Украины, не стоит распространять ее на всю страну.
В Киеве все придумывают, как насолить русским. Вот и улицы имени Чайковсого переименовали на улицу: Виктории Нуланд (Печенюшкина)
В “Собачьем сердце” Булгаков откровенно издевается над большевитским настоящим. За одно это произведение он заслужил и памятник и музей и улицу своего имени. У каждого можно найти что-то, если начать искать с пристрастием. Я был преданным комсомольцем, а вступления в партию успешно избежал, несмотря на должность. Повзрослев разобрался в происходящем.