Бедные-несчастные, но не безнадежные


У фильма греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» (Poor Things) два основных отличия от сказки Карло Коллоди «Пиноккио».

Во-первых, если сердце Пиноккио разрывали исключительно платонические чувства к одной девочке с голубыми волосами, то у Беллы Бакстер огонь страсти полыхает совершенно в другом месте, из-за чего массу сцен фильма можно без большой натяжки квалифицировать как порно. Второе и главное отличие в том, что Пиноккио бежит от Папы Карло, а создатель Беллы – экстравагантный хирург-экспериментатор Гудвин Бакстер – совершенно сознательно предоставляет ей полную свободу, в том числе свободу побега из благополучного дома. Она не пропадет! – уверен он.

Цель эксперимента – выяснить сможет ли Белла, которую он создал из тела беременной матери-самоубийцы (оживив ее – даже не спрашивайте каким способом, это несущественно) и мозга ее нерожденного ребенка (опять – никаких вопросов), стать полноценным нравственным человеком.

На своем пути от человека чувственного к человеку мыслящему Белла встречает влюбленного в нее медика, коварного соблазнителя, пару путешествующих философов, владелицу парижского борделя и мужа-деспота из первой жизни, которые учат ее уму-разуму, как учили Пиноккио, точнее его русского клона Буратино, Говорящий Сверчок, Кот Базилио, Лиса Алиса и другие.

Предоставленная человеку от рождения свобода выбора, считает Лантимос, именно то, что позволяет ему стать гармонической личностью. Метод проб и ошибок – лучшее средство духовного роста. И каждая новая глава фильма – очередной эксперимент героини, который она бесстрашно ставит на самой себе. Если средства к существованию можно добыть только в публичном доме, то так тому и быть! И этот мучительный опыт становится механизмом становления ее характера.

Создателям фильма удается довести дело до хэппи энда и когда занавес падает я в числе тех, кто аплодирует артистам стоя. Таки получилось!  

В жизни все не так просто. Такого рода эксперименты с предоставлением полной свободы неразумным детям систематически ставят миллионы безответственных родителей при активном содействии прогрессивных педагогов и психотерапевтов, при этом результат как правило плачевней некуда – выходят в основном идиоты, которые всю жизнь удолетворяют себя всеми возможными способами и покидают этот мир точно такими же сластолюбивыми животными, какими пришли в него. Но тут речь о сказке, а главная задача сказочника не столько научить аудиторию чему-то полезному, сколько очаровать ее. Лантимосу это удается на все сто – фильм замечательный.

Подбор актеров – бесподобный. Эмма Стоун, Виллем Дефо, Марк Руффало создали яркие и запоминающиеся характеры, оператор Робби Райан – отличный, что до художника-постановщика Шона Хита, то это – мастер высшего пилотажа. Он – очевидный последователь Феллини, которому компьютерная техника дала еще больше возможностей для воплощения в жизнь своих фантазий. Но речь не о том ожидаемом совершенстве компьютерной графики, к которой нас приучил «Аватар» и подобные фэнтези, сколько о безукоризненной стилистике более театрального, нежели кинематографического свойства. К слову, и работе оператора более свойственен фотографический, а не кинематографический подход.

В заключение: «Бедные-несчастные» – тот самый художественный фильм, в котором присутствует настоящая художественность, редкое в наши дни свойство названного жанра.

P.S. В основе сценария фильма – одноименный роман шотландца Аласдера Грея. Не очень, конечно, деликатно говорить о том, что хотел сказать режиссер-постановщик, потому что он мог только повторить то, что хотел сказать писатель из Глазго. Но чтобы говорить об этом уверенно, нужно было бы ознакомиться с романом, причем переведенным на русский! Но когда?! Вот она – доля писателя в наше время…

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ  


ПО ТЕМЕ

1 Comment

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *