Несколько наблюдений


О военной лексике

Одна из самых очевидных аберраций языка войны – словосочетание «работать по». Снайперы, артиллеристы, ракетчики «работают по» тем или иным объектам, в том числе и не военным. Работа – благородный, созидательный процесс, цель которого – продление жизни, благоустройство мира. Посмотришь на дело рук этих «работников» – черные руины, остовы обгоревших машин, брошенная детская коляска, чья-то присыпанная пылью нога торчит из груды щебня. Да-а, хорошо поработали, ничего не скажешь…

Изменение сути слов – примета нашего времени. Аборт называют правом женщины на выбор. Она не делает аборт, она реализует свое право на выбор. Невзирая на все цивилизационные успехи мир не в состоянии избавиться от войны, болезней, нищеты, смерти. Остается переименовать не поддающиеся преобразованию явления, придать им позитивный смысл.   

Об объективности

Обращает внимание как ведут себя пострадавшие от войны перед камерами. На украинских территориях они благодарят украинских военных и благотворителей и рассказывают об ужасах оккупации, об убитых, исчезнувших, изнасилованных. В местах, взятых под контроль российскими ВС, они благодарят за еду и рассказывают как украинские ВС устраивали огневые точки в их квартирах или стреляли по жилым домам. Эти люди вчера еще были соседями, откуда такое полярное восприятие действительности? Видимо, они говорят то, что от них ожидают услышать. В этом они мало отличаются от пленных. От солдат ВСУ, стоящих на коленях перед могилами погибших в Донецке детей или кричащими «Ахмат сила!» по требованию тех, кто пленил их, повторяющих, что «они не знали». Или русских солдат, говорящих о том же: «мы не знали», когда им задают вопрос: кого и от кого они  пришли сюда освобождать? Они может быть и не знали, а может быть не хотели знать. Человек часто отстраняется от того, что может нарушить стройность его мира, пытаясь поскорее приспособиться к требованиям каждой новой ситуации, отказаться в своем поведении, в словах от всего, что может стать причиной конфликта. Пройдет немало времени  перед тем, как мы услышим от этих бедолаг правду.

О братской нелюбви

Общая кровь не всегда роднит, а во время войны – особенно, когда брат восстает на брата. И тем не менее трудно найти более братские народы, чем ныне воюющие. Элиты с нажитыми по одним и тем же приватизационным схемам миллиардами, коррупция органов охраны права и порядка, отсутствие независимых судов, придаточная по отношению к Западу экономика, откаты как метод ведения бизнеса, закрывание рта оппозиции, тяга к эмиграции самых работящих и талантливых, и при всем при этом непременная вера в собственную национальную исключительность: у одних в свою богоизбранность, у других – в свое превосходство надо всем.  

Слезы бедных матерей

Намерение Папы Франциска поставить во главе Крестного хода на Страстную пятницу двух женщин – украинку и русскую, несущих одно распятие, вызвало гневную реакцию Киева. Жест оказался неприемлемым для украинских политических и религиозных институтов, хотя для Франциска представлял собой знак умиротворения между двумя народами.

Отец-иезуит Антонио Спадаро, директор журнала La Civiltà Cattolica объяснил: «Франциск действует в соответствии с евангельским духом примирения, потому что Бог не делает различия между хорошими и плохими, между друзьями и врагами. Мы все его дети».

Для Святослава Шевчука, главного архиепископа Киево-Галицкого, молитва, подготовленная папой, которую должны читать две женщины, «непонятна и оскорбительна».

Это конечно сложный вопрос, на который должен ответить себе каждый верующий: чего он хочет в глубине своего сердца? Победы или мира? Кто, если не мать, может ответить на этот вопрос по-христиански? Об этом отлично высказался в свое время Николай Некрасов:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не
 друга, не жены,
Мне жаль не
 самого героя.
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И
 всякой пошлости и прозы
Одни я
 в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То
 слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

1855 г.

Photo by Levi Meir Clancy on Unsplash


ПО ТЕМЕ

5 Comments

  1. Очень обескуражевающе выглядят Ваши, Вадим, обобщения в “Некоторых наблядениях”.Считаю себя вправе так сказать,поскольку являюсь не только читателем, но и Вашим слушателем ещё со времён незабываемого и неповторимого Виктора Топалера.
    Вы не являетесь ОЧЕВИДЦЕМ (?) описанных Наблюдений, источники которыми Вы пользуетесь, очень предвзяты.
    ЮТЮБ(U-tube) даёт возможность многократно увидеть Бесстрашных Людей Украины с жёлто-голубыми флагами перед русскими танками.Вот здесь уместно обобщение, которое потрясает.

  2. Господин Некрасов попал в точку, видимо переживая за обытия и за матерей Крымской войны..
    Я же по нынешнему поводу такие стихи написал:
    Войну рассудком не понять,
    Она как день наш судный.
    Война всегда дорога в ад
    Сквозь подвиг безрассудный.

  3. «На украинских территориях они благодарят украинских военных и благотворителей и рассказывают об ужасах оккупации, об убитых, исчезнувших, изнасилованных. В местах, взятых под контроль российскими ВС, они благодарят за еду»

    Тут нет никакой симметрии (и парадокса): одни находятся у себя, другие − под оккупантами. И хотя ложь на камеру не делает чести последним − их «показания» нельзя принимать всерьёз: «худые песни соловью в когтях у кошки».

  4. Это не принципиально. Принципиально, кто где воюет, кто на кого напал. ЭТОТ ФАКТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ИСТОЧНИКА.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *