Мистер Джонс, рассказавший о голодоморе


Фильм польского режиссера Агнешки Холланд «Мр. Джонс» из тех, которые надолго остаются с тобой, как память о давнем ужасе, к которому ты внезапно приобщился. Знал, а теперь увидел своими глазами. Фильм о голодомре. Сюжет прост – британский журналист Гаррет Джонс едет в СССР, чтобы взять интервью у Сталина и выяснить, опасается ли тот прихода к власти в Германии Гитлера. Уже в Москве он узнает, что Украина переживает невиданный голод.

Чтобы иностранец удостоверился в том, насколько сильна страна советов, советский чиновник решает свозить его на новый танковый завод на Украине. В пути, воспользовавшись тем, что его проводник нетрезв, Джонс сходит с поезда и оказывается именно в тех местах, которые хотел посетить. Он видит вымершие от голода деревни, вывоз трупов, становится свидетелем и невольным соучастником каннибализма. Его арестовывают в хлебной очереди и высылают из страны, на прощание заявив, что от его молчания зависит жизнь арестованных в СССР британских инженеров.

Вернувшись на Запад, Гаррет Джонс сталкивается с тем, что авторитетный корреспондент «Нью-Йорк таймс» в Москве и лауреат Пулитцеровской премии – Уолтер Дюранти, отрицает голод на Украине и это способствует тому, что администрация президента Рузвельта признает Советский Союз. Джонс – единственный, кто может рассказать правду о происходящем там.

В фильме есть сцены, вызывающие сомнения в исторической достоверности, но они кажутся простительными с точки зрения логики сюжета. Скажем, трудно поверить в существование в 1933 году подпольного борделя в подвале гостиницы «Метрополь», где проводит время Дюранти. Здесь тебе и стильные геи, и героин, и даже джаз-банд, исполняющий Bay Mir Bistu Sheyn, хотя в 1933 году песню знали лишь в еврейских театрах манхэттенского Ист-Сайда. Сомнения вызывает и то, что еще один герой фильма – Джордж Оруэлл, пишет свой «Скотский хутор» именно тогда, когда его коллега писал свои статьи об Украине и под впечатлением своих разговоров с ним. Оруэлл писал его десятью годами позже и, наверное, главным механизмом отторгнувшим его от левых, был, все же, его опыт участия в Гражданской войне в Испании, опять же – лет через пять после его бесед с Джонсом о голодоморе.

Гаррет Джонс незадолго до своей смерти. Он был похищен и убит в 1935 году, находясь в Манчжурии. Предположительно он был убит советскими агентами – в отместку за свои разоблачительные публикации о голоде в СССР. Ему было 29 лет.

Есть и совершенно неоспоримые неточности. Дело в том, что Джонс ездил в СССР трижды и его не выдворяли с какими бы то ни было условиями. Ему запретили въезд в СССР после публикаций о голоде. Но и это упрощение сюжета не столь важно, важно другое – независимый журналист-расследователь Гаррет Джонс действительно открыл глаза Западу на то, что происходит в СССР, в то время как знаменитый корреспондент «Нью-Йорк таймс» и пулитцеровский лауреат Уолтер Дюранти, зная о миллионах умерших от голода, писал, что Гаррет Джонс сгущает краски, что его репортажи являются антисоветской пропагандой,  что Советский Союз испытывает сложности, но голода в нем нет.

Почему Уолтер Дюранти лгал?

Во-первых, его купили. В Москве ему предоставили роскошную квартиру, где он жил со своей русской любовницей. Ему, как высокопоставленному госслужащему, предоставили автомашину с шофером. Дюранти прекрасно понимал, что сможет пользоваться своим привилегированным положением ровно столько, сколько он будет нахваливать сталинский режим со страниц одной из самых влиятельных газет мира.

Уолтер Дюранти

Во-вторых, Дюранти был представителем той левой интеллигенции, которая всегда симпатизировала советским коммунистам и готова была закрыть глаза на их преступления. И ее отношение к голодомору показало, что нет такой цены, которую она не заплатила бы для достижения своей цели.

Эта готовность жертвовать чужими жизнями возможно объясняется тем, что для некоторых людей, в том числе и из образованного сословия, чувства другого человека, его боль, его жизнь – абстрактны. Ему не грозит самому оказаться на месте украинского ребенка, которого свихнувшаяся от голода старшая сестра кормит останками их брата. И вот в этом для автора этих строк главная ценность этого фильма – Агнешка Холланд дает зрителю возможность прочувствовать этот ужас и задуматься о том, какие идеалы могут стоить таких жертв.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Комментируйте, делитесь, подписывайтесь на этот блог и получайте новые публикации до их появления на Фейсбуке!


ПО ТЕМЕ

1 Comment

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *