Вечная мерзлота тоталитаризма


Роман Виктора Ремизова «Вечная мерзлота» из тех, которые остаются с тобой надолго, если не навсегда. Это – больше, чем книга года, потому что тема ее – неизбывна для русской истории, а качество исполнения отвечает самым высоким требованиям русской литературы.

«Вечная мерзлота» рассказывает о последнем гениальном проекте Сталина – строительстве железнодорожной магистрали за Полярным кругом, которая должна была соединить по побережью Белое и Баренцево моря. Совершенно бессмысленная работа по прокладке путей и возведению мостов на почве, которая поглощает все, что стоит на ней, была поручена самой безотказной силе СССР – рабам ГУЛАГа.   

Центральные персонажи романа – отбывающий второй 25-летний срок – геолог Гергий Горчаков и капитан енисейского буксира Александр Белов. Горчаков, у которого в Москве остались жена и двое сыновей, по сути отказывается от них в надежде, что жена еще сможет устроить свою жизнь. Ждать его бессмысленно. Оз уверен, что никогда не выйдет из лагерей, а если и выйдет то глубоким стариком. Вся его жизнь отдана одной идее – выживания. Он прекращает писать письма и требует от жены того же.

Капитан Белов, в отличие от Горчакова, верит в гений Сталина и в то, что его родина, первая в мире страна освобожденного труда, движется к достижению всеобщего счастья. К каторжным, которых он тащит в баржах по Енисею, он относится, как относились тогда многие: «раз посадили, было за что».

Личная жизнь Белова не складывается: жена изменяет ему, он влюбляется в ссыльную француженку, (да, и такое бывало в то время), но эта любовь заставляет сделать сюжет его биографии крутой поворот; он оказывается среди тех, кого «если посадили, то было за что».       

В начале романа, во время случайной встречи с Горчаковым, Белов презрительно называет его фашистом, но жизнь сближает их, и в конечном итоге Белов видит в старшем товарище образец мудрости и мужества. Но приходит время и природная наивность Белова подвергается совершенно жутким испытаниям, которые обычному человеку не по силам, но Белов выходит из них с честью.

Женские образы романа – прекрасны. Супруга Горчакова, возлюбленная Белова, другие персонажи относятся к той героической плеяде женщин (и не только русских), к которым принадлежали жены декабристов, но ремизовские героини живут и жертвуют собой в куда более сложных обстоятельствах.

Роман отличает от других лагерных романов то, что автор блестяще знает и даже любит места, где эта история развивается. Он – завзятый турист, который исходил лагерную глубинку, сам ходил на моторной лодке по Енисею  и его притокам. Благодаря этому этот суровый край предстает перед читателем как совершенно экзотический, поражающий богатством своей природы и животного мира. Описания рыбной ловли и охоты захватывающе достоверны и, признаться, эта достоверность сильнее описаний лагерного быта или застенков НКВД, которые были давно описаны Мальсаговым, Шаламовым, Солженициным, другими авторами.

К этому следует добавить образование геодезиста, которое помогло Ремизову в создании очень реального портрета Горчакова, и опыт историка, переработавшего для написания этого романа огромный пласт документальных материалов.

Роман не просто увлекательный рассказ о причудливо переплетающихся судьбах жителей сталинской империи, он ставит вопросы актуальные и в наши дни: что могло заставить такое огромное число русских людей так безжалостно издеваться над своими согражданами, так беспощадно уничтожать их? Со Сталиным понятно, к нашему пониманию его характера, добавить что-то новое сложно. Но другие? Члены правительства из числа «настоящих коммунистов», либеральная интеллигенция,  боевые офицеры, рядовые служащие… Что их поставило в подчинение чудовищу и превратило в палачей? Страх? Стадное чувство?

Как могло случиться, что люди, бросившиеся в революцию, чтобы покончить с коррумпированным царским режимом, создали еще более коррумпированный и несопоставимо более кровавый режим? Где исток безумия, которое сделало из миллионов вдохновенных строителей нового общества лукавых рабов, следующих исключительно инстинкту самосохранения?

Ответ есть. Человек грешен и несовершенен. Тоталитарное общество открывает дорогу худшему в его природе, а худшие оказываются у кормила власти. Это правило незыблемо, как вечная мерзлота Заполярья.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Подписывайтесь на рассылку «Я» и каждый день читайте о самом важном.


ПО ТЕМЕ

2 Comments

  1. Пезволю себе с Вами, Вадим не согласится. Этот закон работает,но не только в тоталитарном обществе, а в тоталитапном тоже не всегда. Это уж слишком прянолинейно.
    Примеров много,как и определений тоталитаризма. Чили – Пиничет ? Добро или зло? Мы- Обама/Байден? Зло или добро?

  2. Спасибо за совет. Читал с интересом. Хотя роман ближе к документалистике, чем к литературе. Благодаря тематике , перечитал другой лагерный роман, Черная свеча, где прообразом героя стал Вадим Туманов, бывший зэк, впоследствии организовавший золотодобывающие артели. На мой непросвещенный взгляд, Черная свеча на голову выше как художественное произведение.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *