Мирные переговоры были, а мира нет. Почему?


Тед Снайдер

В первые недели, последовавшие за российским вторжением в Украину 24 февраля 2022 года, Москва и Киев предприняли три попытки договориться о мире. Все три могли положить конец войне до того, как инфраструктура Украины была разрушена, погибла масса украинцев и вырос риск неконтролируемой эскалации конфликта. Все три содержали пункт о том, что Украина не вступит в НАТО. И все три были остановлены Соединенными Штатами.

Первые переговоры: Беларусь

25 февраля, на следующий день после начала вторжения, президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что готов отказаться от стремления Украины стать членом НАТО. Зеленский объявил, что не боится вести переговоры с Москвой о нейтралитете и гарантиях безопасности. Эта уступка стала первым признаком того, что цели и Украины и России могут быть достигнуты и война может закончиться дипломатическим урегулированием.

Уступка Зеленского, вероятно, имела много мотивов. Первой была мощь вторжения. Второй – понимание того, что НАТО вряд ли удовлетворит просьбу Украины о вступлении в альянс. 26 февраля, на второй день войны, Зеленский отреагировал на вторжение словами: «Мы не боимся разговаривать с Россией. Мы не боимся говорить о гарантиях безопасности для нашего государства. Мы не боимся говорить о нейтральном статусе. Мы сейчас не в НАТО… Нам нужно говорить об окончании этого вторжения. Нам нужно поговорить о прекращении огня».

Советник президента Михаил Подоляк заявил, что «Украина хочет мира и готова к переговорам с Россией, в том числе о нейтральном статусе в отношении НАТО». 25 февраля он заявил агентству Reuters, что «если переговоры возможны, они должны быть проведены. Если в Москве скажут, что хотят провести переговоры, в том числе о нейтральном статусе, мы этого не боимся. Мы можем говорить и об этом».

Зеленский был разочарован НАТО/ «Я спросил их: вы с нами? – сказал он 25 февраля. – Они ответили, что они с нами, но не хотят принимать нас в альянс. Я спросил 27 лидеров Европы, будет ли Украина в НАТО, я спросил их напрямую – все боятся и не ответили».

27 февраля, всего через три дня после начала войны, Россия и Украина объявили, что проведут переговоры в Беларуси. Украинская делегация ехала с готовностью говорить о нейтралитете. Зеленский сказал: «Мы договорились, что украинская делегация встретится с российской делегацией без предварительных условий».

После первого раунда переговоров две делегации вернулись домой для консультаций, определив приоритетные темы. Договорились и о втором раунде переговоров, что радовало. Эти переговоры состоялись на белорусско-украинской границе 3 марта.

Но в то время как Украина была готова обсуждать нейтралитет и «прекращение вторжения», США этого не сделали. 25 февраля, когда Зеленский заявил, что он не боится разговаривать с Россией о нейтральном статусе, представителя Госдепартамента Неда Прайса спросили на пресс-конференции, что США думают об эффективности переговоров в Минске. Прайс ответил: «Мы видим, что Москва предлагает дипломатию под дулом пистолета, или когда московские ракеты, минометы и артиллерия нацелены на украинский народ. Это не настоящая дипломатия. Это не условия для настоящей дипломатии». То есть США сказали «нет» переговорам в Беларуси.

17 декабря 2021 года, всего за два месяца до вторжения в Украину, Россия представила предложения о гарантиях безопасности США и НАТО. Ключевые требования включали отказ от расширения НАТО на Украину и от размещения оружия или войск на Украине.

26 января США и НАТО отклонили важное требование России о предоставлении письменных гарантий того, что Украина не вступит в НАТО.

В официальном ответе России от 17 февраля 2022 года, говорилось, что США и НАТО не дали конструктивного ответа на ключевые требования России и если США и НАТО продолжат отказываться предоставлять России юридически обязывающие гарантии в отношении ее безопасности, Россия ответит «военно-техническими средствами».

Вторжение неделей позже стало обещанным военно-техническим ответом России на отказ США предоставить гарантии того, что Украина не вступит в НАТО. Если вторжение планировалось как быстрый удар с целью добиться от Киева обещания не вступать в НАТО, которого Россия не смогла добиться от Вашингтона, то это намерение могло быть осуществлено в Беларуси в первую неделю войны. Но США остановили это.

Вторые переговоры: Беннетт

Второй раунд переговоров выявил закономерность. Снова был шанс положить конец войне если Украина выберет нейтралитет, но нежелание   США достичь мира, оказалось не изолированным событием, а скорее политикой.

6 марта, всего через несколько дней после завершения вторых переговоров в Беларуси, израильские СМИ сообщили, что тогдашний премьер-министр Нафтали Беннет неожиданно прилетел в Москву, чтобы предложить Путину свое посредничество. После встречи с Путиным Беннет дважды разговаривал с Зеленским. Он также поговорил с президентом Франции Эммануэлем Макроном и вылетел в Германию на переговоры с канцлером Олафом Шольцем.

В интервью 2 февраля 2023 года Беннет раскрыл подробности того, что было согласовано и насколько переговоры были близки к успеху. По словам Беннета, Зеленский позвонил ему и попросил связаться с Путиным. Затем Беннет сказал США, что он пользуется доверием обеих сторон и что “у меня есть ухо Путина. Я могу быть посредником”.

Это положило начало серии телефонных звонков между Беннеттом и Путиным, и Беннеттом и Зеленским. Затем Беннетт вылетел в Москву для встреч с Путиным, а затем в Германию для встреч с Шольцем. Последовал «переговорный марафон».

«Все, что я делал, – говорит Беннетт, – было полностью скоординировано с Байденом, Макроном, Джонсоном, Шольцем и, очевидно, Зеленским».

По словам Беннета, хотя США сказали ему, что шансов на успех нет, Путин сказал, что «мы можем достичь прекращения огня». Для этого Путин пошел на «огромные уступки». Когда Беннетт спросил Путина, собирается ли он убить Зеленского, Путин ответил: «Я не буду убивать Зеленского». Путин также отказался от первоначального требования России о разоружении Украины.

Зеленский тоже пошел на огромную уступку. По словам Беннета, Путин жаловался на невыполненное Западом обещание не расширять НАТО и велел Беннету передать Зеленскому: «Скажите, что вы не вступаете в НАТО, и я остановлю вторжение». И Зеленский, по словам Беннетта, отказался от вступления в НАТО.

Дав обещание не вступать в НАТО, Зеленский хотел гарантий безопасности. Путин рассматривал соглашения о безопасности с крупными державами как равноценное вступлению в НАТО. Тогда Беннет предложил Украине принять «израильскую модель» создания собственной сильной армии. Это решение было принято как Путиным, так и Зеленским.

Получив эти обещания, Беннетт вылетел в Германию, где проинформировал о договоренностях Шольца, американцев, Макрона и Джонсона.

«Борис Джонсон придерживался агрессивной линии. Макрон и Шольц были более прагматичны. Позиция Байдена была двойственной». Беннет говорит, что был хороший шанс достичь прекращения огня, но обструкция со стороны США, впервые проявившаяся в Беларуси, продолжалась – Запад принял решение «продолжать наносить удары по Путину».

Рассказ Беннета о том, что прозвучало в частных беседах, противоречит рассказам высокопоставленного украинского чиновника того времени, который жаловался, что «Беннетт предложил нам сдаться», предполагая, что заявление Украины было больше предназначено для общественного потребления. Но источники, посвященные в подробности встречи, сообщали, что Зеленский счел предложение трудным, но не невозможным и что разногласия сторон невелики.

Журналист Барак Равид сообщил в издании «Аксиос», что уступки России включали то, что демилитаризация может быть ограничена Донбассом, что смены режима в Киеве не произойдет и что Украина сможет сохранить свой суверенитет. Зеленский сказал, что он остыл по поводу вступления в НАТО и что предложение Путина оказалось «не таким экстремальным, как они ожидали».

Но как и в Беларуси, шанс на уступку не вступать в НАТО в обмен на мир был заблокирован США.

Третьи переговоры: Стамбул

В марте и начале апреля 2022 года, переговоры переместились в Стамбул. Турция была многообещающим кандидатом в посредники. Она отказалась разорвать отношения с Россией после начала войны, и в то же время имела отношения с Украиной, поставляя ей боевые беспилотники.

Переговоры с Турцией были самыми плодотворными из всех и фактически привели к предварительно согласованному урегулированию.

К 20 марта Зеленский, по-видимому, смирился с тем, что «открытые двери» НАТО были обманом. Он сказал интервьюеру CNN, что лично обратился к лидерам стран-членов НАТО с просьбой «прямо сказать, что мы собираемся принять вас в НАТО через год, два или пять, просто скажите это прямо и ясно или просто скажите «нет». Ответ был очень четким: «Вы не станете членами НАТО, но публично двери для вас останутся открытыми».

На переговорах в Стамбуле в конце марта Зеленский действовал исходя из этого осознания и дал обещание не вступать в НАТО. 29 марта украинские переговорщики заявили, что Киев готов принять нейтралитет, если в соответствии с международным соглашением западные государства, такие как США, Франция и Великобритания, предоставят гарантии безопасности.

Фиона Хилл и Анджела Стент написали в Foreign Affairs, что, по словам нескольких высокопоставленных чиновников США, в апреле 2022 года российские и украинские переговорщики, по-видимому, согласовали контуры временного урегулирования: Россия отступит на свои позиции 23 февраля, когда она контролировала часть Донбасса и весь Крым, а в обмен, Украина пообещала не стремиться к членству в НАТО, получив вместо этого искомые гарантии безопасности.

13 июня 2023 года, отвечая на вопросы военных корреспондентов в Кремле, Путин подтвердил достигнутое в Стамбуле соглашение и раскрыл новую деталь – соглашение не было устным. Был подписанный документ.

«Я не помню его имени и могу ошибаться, но я думаю, что господин Арахамия возглавлял украинскую переговорную команду в Стамбуле. Он даже парафировал этот документ, – сказал Путин. – Мы долго спорили, бодались там лбами и так далее, но документ был очень толстый, и он был парафирован Мединским с нашей стороны и главой их переговорной команды».

Два дня спустя, 17 июня, на встрече с делегацией лидеров африканских стран, которые в очередной раз пытались выступить посредниками в мирных переговорах, Путин представил парафированный проект соглашения. Подняв документ, Путин сказал: «Я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что при содействии президента Эрдогана, как вы знаете, в Турции состоялся ряд переговоров между Россией и Украиной с целью выработки как упомянутых вами мер укрепления доверия, так и составления текста соглашения. Мы не обсуждали с украинской стороной, что этот договор будет засекречен, но мы никогда его не представляли и не комментировали. Этот проект соглашения был парафирован главой киевской переговорной группы. Он поставил там свою подпись. Вот он».

В соглашении, которое носило название «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», говорилось, что Украина внесет «постоянный нейтралитет» в свою конституцию. Согласно сообщению RT «Россия, США, Великобритания, Китай и Франция указаны в качестве гарантов», что было похоже на смягчение ответа Путина Беннету о том, что соглашения о безопасности с крупными державами равносильно присоединению Украины к НАТО.

Как и в случае с переговорами Беннета, Россия отказалась от требования полной демилитаризации Украины, хотя между предложениями по ограничению численности вооруженных сил Украины и количества танков, самолетов и ракетных установок у сторон по-прежнему существовал разрыв.

Но обструкция со стороны США повторилась.

«Мы действительно сделали это, – сказал Путин военным корреспондентам в Кремле, – но позже они просто выбросили это, и все. После того, как мы вывели наши войска из Киева, как и обещали, киевские власти… выбросили (обязательства) на свалку истории. Они отказались от всего».

Рассказ Путина о предварительном соглашении и обещании Украины не вступать в НАТО был подтвержден в статье в Foreign Affairs, равно как и его заявление о том, что переговоры были остановлены США.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что наблюдая за ходом переговоров Турция не думала, что российско-украинская война продолжится. Но после встречи министров иностранных дел НАТО, сложилось впечатление, что… «в государствах-членах НАТО есть те, кто хочет продолжения войны. Пусть война продолжается, а Россия становится слабее».

О том же говорил Нуман Куртулмуш, заместитель председателя правящей партии Эрдогана.  Он сказал CNN TURK: «Мы знаем, что наш президент разговаривает с лидерами обеих стран. В определенных вопросах был достигнут прогресс, затем внезапно мы увидили, что война усугубляется… США рассматривают продление войны как свой интерес… Есть те, кто хочет, чтобы эта война продолжалась… Путин и Зеленский собирались подписать, но кто-то не захотел».

К США присоединилась Великобритания. 9 апреля тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон примчался в Киев, чтобы остановить Зеленского, настояв на том, что на президента России Владимира Путина «следует оказывать давление, а не вести с ним переговоры» и что, даже если Украина готова подписать какие-то соглашения с Россией, то «Запад к этому не готов».

Почему нет мира?

Почему США и Великобритания не хотели, чтобы Зеленский подписывал договор о мире?

На брифинге для прессы 21 марта 2022 года представителя Госдепартамента Неда Прайса спросили как он относится к тому, что Зеленский «открыт для димпломатического решения». Тот ответил: «Эта война во многих отношениях больше чем Россия и больше чем Украина».

США отвергли итоги мирных переговоров Украины с Россией, которые отвечали интересам Киева, продолжив давление на Украину для продолжения боевых действий и достижения более масштабных целей США.

Трижды в первые недели войны переговоры давали реальную возможность заключения мира. В ходе третьих даже было достигнуто предварительное соглашение, подписанное сторонами, если верить Путину. Обе стороны пошли на огромные уступки, включая Украину, каждый раз обещавшую не вступать в НАТО. Но каждый раз США пресекали обещания дипломатического решения и мира, позволяя войне продолжаться и обостряться, явно, преследуя свои интересы, а не интересы Украины.

Cтатья Тэда Снайдера была опубликована в издании American Conservative 16 августа 2023 года и печатается с незначительными сокращениями. Оригинал.


ПО ТЕМЕ

7 Comments

  1. Украину готовили на убой уже лет 20,шаг за шагом накачивая оружием и покупая коррумпированных политиков,вложили огромные деньги,теперь настало время собирать дивиденды..для Америки миллиарды,а для простых украинцев трупы.

  2. Странная фраза ” если верить Путину”. За 20 лет он доказал, что ему нельзя верить. Он бы не успокоился пока не поставил кого-то своего у руля Украины, и не подмял страну под себя.

  3. Память о моих погибших приятелях требует правды в ответе. Она лежит не в невыполненных условиях каких-либо договоров. За это простые любители пивца и префа не гибнут. Она в идеологии принятой на практике. Сформулирована она Дугиным, Сергейцевым и иже с ними. Украинская сторона ясно заявляла о желании честных переговоров, но получала ясные отказы от них из уст очень неуважаемых “партнёров”. Америка тут не причем. История с этим согласится.

    1. Как вы можете знать, с чем согласится история? Историю приводят к согласию с принятым наративом те, кто ее пишут. Что до любителей пива и префа, то если их ловят на улице или в трамвае, то гибнут.

      1. Спрашиваете как я могу знать ? Господи, если я был бы таким знатоком всего, что ожидается от простого бесплатного комментатора как я, то в свое время я бы поехал не в штаты, а прямо в Швейцарию, работать там миллионером. И я думаю, узнав мое там положение, все редакторы принимали бы МОИ комментарии с большой радостью и даже с благодарностью. Но, увы, приходится терпеть что есть…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *