А. И. Куприн «Сталкер»


Романтическая повестушка Александра Куприна «Гранатовый браслет», кажется, попала в ту категорию литературных произведений, которые требуют переосмысления. Новое время выдвигает новые требования.

Сюжет рассказа – проще некуда: тихий чиновник Желтков тайно влюблен в книягиню Веру Шеину, замужнюю женщину. Желтков тайно наблюдает за своим идеалом, подбирает вещи, которые она обронила или забыла, и благоговейно хранит их, как фанаты Битлов хранят кусочки гостничных подушек, на которых спали их кумиры. Наконец Желтков дарит ей гранатовый браслет. Когда муж княгини с шурином приходят к нему с требованием оставить княгиню в покое, тот немедленно признает свою вину и обещает больше ее не беспокоить. Затем чиновник пишет ей прощальное письмо и сводит счеты с жизнью. Кому нужна такая жизнь?

Читая письмо Желткова Вера осознает, что ее жизнь «пересекла» любовь, какая случается раз в тысячу лет. Самоубийца, между тем, оставляет Вере еще один подарок, который в отличие от возвращенного браслета, остается с ней на всю жизнь. Это – Соната для фортепиано №2 Бетховена. При этом Желтков точно называет, какую именно часть сонаты должна слушать его возлюбленная – Largo Appassionatо – с вступлением вкрадчивым, как шаги крадущегося за своей жертвой маньяка.

И эта музыка остается с женщиной навсегда, как напоминание о трагедии, невольной причиной которой она стала. Она даже отказалась поговорить с любящим ее человеком по телефону, а ведь это было его последнее желание! И что ей стоило?! А теперь она должна жить с чувством неизбывной вины перед покойным.

История этой бескорыстной любви, которая кому-то может показаться ангельской, в действительности является типичным случаем сталкинга, который хорошо описан психологами и юристами. Это форма домогательства, которая выражается в преследовании жертвы, слежении за ней, попытках установления контактов, телефонных звонках, письмах, подарках. По мнению медиков, в основе сталкинга лежит совсем не любовь, а стремление установить контроль над своей жертвой. Если это не удается, поведение сталкера обычно меняется. Он становится агрессивным, признания в любви уступают место угрозам, которые нередко исполняются. По данным исследования, которое упоминается в Википедии, 76% женщин убитых своими бывшими возлюбленными, до этого были жертвами их сталкинга. Так что вероятность того, что княгиня Вера могла в конечном итоге стать жертвой Желткова достаточно высока – где-то так 76%. Рано или поздно тот мог возненавидеть ее за безответность своего чувства.

То, что истинным мотивом действий Желткова является не любовь, а стремление к контролю над Верой – совершенно очевидно. Он многократно повторяет, что желает ей только счастья, но в то же время пытается установить с ней отношения, зная, что она замужем и счастлива в браке. Он совершенно бесцеремонно вторгается в этот брак и, поскольку ему не удается разрушить его или пристроиться к нему третьим, кончает жизнь самоубийством. Этим он делает Веру ответственной за свой шаг. Он добивается своего. Его безответная любовь повисает на ней, как ее вина. Ангел бы так не поступил. Но Желтков не ангел, он – больной человек.

В этой истории меня занимает другое. Камень, который Желтков вешает на шею женщине, имеет форму музыкального произведения – фортепианной сонаты. И отсюда вопрос: княгиня теперь будет болезненно воспринимать только эту одну сонату №2 и ее вторую часть – Largo Appassionato, или же любую фортепианную музыку?

Если речь только об одном произведении, то заботливый муж должен просить подругу семьи пианистку Женни Рейтер исключить из репертуара названное произведение и вообще, больше уделять внимания современным композиторам, скажем Скрябину. Если же причиненная княгине психологическая травма станет причиной болезненного отношения к самому звуку рояля, то рояль следует продать, а затем завести дружбу с хорошим гитаристом или скрипачом. А еще лучше найти сразу дуэт типа Джанго Рейнхардта и Стефана Граппелли.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Подписывайтесь на рассылку этого блога и каждый день читайте о самом важном!        


ПО ТЕМЕ

3 Comments

  1. Замечательно, Вадим Александрович!! Просто замечательно.
    Надо начать “Великий Пересмотр” всего искусства! Пора пришла!
    Как раз под стать “Великой Перезагрузке Мира” по Швабу и Ко.

    1. Автор всё правильно сказал, без всякого сарказма. Материала на эту тему полно в рунете.

  2. А я в юности очень любила эту повесть и очень хотела иметь гранатовый браслет из зелёных гранатов( как выяснилось большая редкость и дорого) .Мечта сбылась в Америке!!!
    Вообще перекрутить на современный идиотизм можно все, даже «Мастера и Маргариту». Там на балу у Сатаны женщины были унизительно голыми, а мужчины во фраках!!!! Тоже не комильфо.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *