Говорим Жванецкий, подразумеваем – Одесса


Жванецкий – одесский феномен. Самое яркое из того, что звучало на одесской улице, он перенес в свои тексты и на сцену. «Счастье это – увидеть туалет и добежать до него». В ту эпоху, когда политическая корректность называлась воспитанием, а его отсутствие не считалось преступлением, он позволял себе шутки, за которые в наши дни и в другой стране его бы распяли: «Ты – женщина, ты должна раз – лежать и два – тихо». Мировой феминизм переживает апоплексический удар.

Талант Жванецкого проявился в то время, когда власть уже сама готова была посмеяться над собой на закрытых капустниках. И в этом зазоре времен Жванецкий расцвел. Он рос, заполняя расширяющееся пространство свободы, заставляя нас смеяться не только от того, что это было смешно, но и от счастья того, что такое возможно. От ощущения свободы.

Жванецкий стал первой супер-звездой эстрады в своем жанре – первым из сатириков, чей голос зазвучал в записи из открытых окон одесских квартир, наравне с голосами Демиса Русоса, Бони М и Аллы Пугачевой. Кто из пишущих мог бы мечтать о таком?

Но феномен его не ограничился даром наблюдательного острослова, своей стилистикой, многозначительной лаконичностью, парадоксальностью мысли: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах». Сообщив о его смерти, одесская «Думская» не преминула напомнить: «В 2019 принял из рук российского диктатора Владимира Путина орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (в 2009 году получил орден IV степени). За это подвергся критике в Украине, но отказываться от награды не стал».

И это несмотря на войну! В 2008 году Вахтанг Кикабидзе отказался получить от Путина орден «Дружба народов» и провести концерт в Москве, «когда на его страну падали бомбы». Но ведь и на Украину падали.

Конечно, тут можно сказать, что с возрастом тяга к наградам возрастает до такой степени, что о приличиях забываешь и свидетельством тому – парадные мундиры некоторых ветеранов. Но тут, думается, дело в другом.

Одесса давно перестала быть Михал Михалычу домом. Единственным домом. Он приезжал в нее на летние месяцы, имел здесь дом – только живи, но как и для Бабеля, Ильфа и Петрова, Катаева, Львова и многих других одесситов, родной город был ему тесноват. Непомерное самомнение Одессы прекрасно уживается с ее провинциальностью. Большому кораблю нужен океан, большому автору нужна среда равных. Поэтому домом Жванецкого стала Москва, а в широком смысле – Россия, потому что все, что он делал, невзирая на одесский акцент, было частью русской культуры. И никакой другой. Орден, не первый в его жизни – российский, подтвердил это. Равно, как звезда героя соцтруда, три ордена Ленина и другие награды подтверждали причастность к русской литературе другого одессита – Валентина Катаева. Кто вручал эти награды, диктаторы ли, безграмотные чиновники, выживающие из ума маразматики, видимо, не суть важно. Вручавший представлял страну во всем ее многообразии.

Жванецкий – легенда Одессы. Одесса – город-миф. Они существуют во вполне определенном культурном пространстве и Жванецкому можно быть благодарным за то, что он, как мог, закреплял его.

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Комментируйте, делитесь, подписывайтесь и получайте новые публикации «Я» первыми!

Фото с YouTube


ПО ТЕМЕ

5 Comments

  1. Одесса не просто легенда. Одесса это мираж нашего детства, молодости и воспоминаний.
    С уходом Михаила Жванецкого, у меня практически исчезла эмоциональная связь с моим родным городом.
    Для меня была святая троица гениев русской литературы советского периода. Высоцкий, Довлатов и Жванецкий. Они не повторимы и уже ничего подобного не родится.
    Ушёл вчера последний гений которого так не любили завистники и графоманы.Как впрочем и двух других.
    Но у каждого Моцарта есть свой Сальери.
    Веселья Вам дорогой ММ и красивых женщин!!!!

  2. Строительство украинской государственности в Одессе сопровождалось жестким принуждением к использованию украинского языка как единственного во всех сферах жизни (кроме бытовой). Город, который всегда был российским, чей тонкий культурный слой был неразрывно связан с русским языком и культурой, и где над суржиком снисходительно посмеивались, а носители считались людьми необразованными, вдруг подвергся языковому погрому. Amen.

  3. Одесса это миф ничем не подтвержденный. Это ложная иллюзия.. большая потемкинская деревня так и не ставшая европейским городом.. построенная наспех как потемкинская деревня из ракушечника, она теперь разваливается .. причем построенная на пустотах катакомб служит примером российскай показухи во всей ее страшной безответственности. Ведь не дай Бог землятрясение и весь город рухнет вниз в катакомбы. Однако и без оного каждую неделю рушатся дома, а на пляжах строятся высотки которые рано или поздно сползут в море.

    1. Ну, вы не правы. Подтверждением мифа является одесская литература. Это довольно значительный пласт текстов в русской литературе – от Пушкина до Шикеры. Это – раз. Где Одесса, а где катакомбы? Ракушняк добывался за городом, поэтому Одессе проваливаться некуда. В Одессе было несколько землетрясений и ничего – выстояла. Но сам камень, да, недолговечный, но что делать – другого не было. А старые дома рушатся везде. Посмотрите на “тэнементы” Ист-Виллиджа. Если вы в Нью-Йорке.

  4. Я киевлянин. Работая в строительном тресте побывал во многих городах Украины. Везде все построено из глиняного кирпича что при хорошем обслуживании обеспечивает долговечность зданий. Именно таким образом были построоены Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Ужгород – по моему мнению самые европейские города Украины. И они поддерживались в хорошем состоянии. Но в Одессе был ужас – материал недолговечный плюс пофигизм властей. я смотрел на одесские сайты фото высоток на склонах которые могут сползти в море

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *